ЗРР у детей
Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение ЗРР у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!
Речь – уникальная и, одновременно, совершенная форма взаимодействия между людьми. Благодаря общению мы можем развивать нашу цивилизацию, обмениваться мнением, рассказывать о наших чувствах, решать проблемы и успешно взаимодействовать друг с другом. Речь является краеугольным камнем нашего развития, и неспроста любой ребенок пытается идти на словесный контакт намного раньше, чем делает свои первые шаги.
Только при активном участии взрослых, применении своевременной речевой практики и планомерному обучению, буквально с первых дней жизни, у малыша формируется речь. При этом необходимо не просто сформировать коммуникационные навыки, а сформировать их правильно, избежав возможных дефектов.
Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Но стоит обратить внимание на следующий факт, если развитие коммуникационных навыков не происходит в срок (как правило, это возраст до трех лет), то это является сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. И в данном случае требуется профессиональная помощь врачей. Если Вашему малышу поставили диагноз – задержка развития речи (ЗРР), не стоит впадать в уныние, современные методы медицины позволяют решить этот вопрос. Надо понимать, что чем раньше выявлены нарушения и определены причины их появления, тем с большим успехом пройдет лечение ЗРР у детей, и тем на большие результаты можно рассчитывать в будущем!
Помните о том, что вы не одиноки в своей проблеме. К сожалению, в последнее время актуальность вопроса речевого развития встает наиболее остро, т.к. заметно увеличилось количество обращений родителей по поводу проблематики развития детей, как с коммуникативной стороны, так и со стороны психоречевого развития в целом. Диагноз ЗРР у детей всё чаще появляется в анамнезе.
Виды ЗРР у детей
Задержка развития речи у детей чаще всего подразделяется на первичные нарушения и вторичные:
- Первичные нарушения обнаруживаются у детей, имеющих речевые расстройства, при полном сохранении слухового аппарата, органов зрения и интеллекта, сюда же относятся генетические предрасположенности и социальные факторы. Такие детишки демонстрируют нарушения наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
- Вторичные нарушения возникают на фоне основного заболевания ребенка, как правило, это более серьезные случаи, к которым можно отнести проблемы с психикой, нервные заболевания, дефекты челюсти, заболевания органов слуха.
Причины ЗРР у детей
Занятия с ребенком ЗРР – очень сложный и сугубо индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. И причин отставания и задержек коммуникативного развития также очень много! Перечислим некоторые, самые основные:
- Недоразвитая мускулатура рта, нарушение тонуса речедвигательных мышц: может возникнуть вследствие раннего отлучения от груди.
- Недоразвитое слуховое внимание, отсутствие речевого слуха: возникает при недостаточном внимании и малом общении с ребенком, отсутствии чтения и пения потешек, песенок.
- Нарушение слуха. Несвоевременное обнаружение патологий развития слухового аппарата.
- Травмы и поражения головного мозга, полученные в утробе матери, при родах или в первый год жизни.
- Отравления или инфекционные заболевания матери во время беременности, которые также могут повлиять на формирование речевого аппарата малыша и его речевое развитие в будущем.
- Стремительные или преждевременные роды, гипоксия плода.
- Психические заболевания, отклонения в развитии нервной системы.
- Генетическая предрасположенность, особенность развития речевого аппарата, передающаяся от родителей к ребенку по наследству.
Симптомы ЗРР у детей
Наиболее яркие клинические проявления задержек развития речи помогут родителям задуматься о возможном наличии проблем у крохи и вовремя обратиться за консультацией.
Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:
- малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание;
- в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем;
- ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы;
- в возрасте 2-3-х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 года характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из нескольких слов;
- задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно.
- ЗРР у ребенка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.
Лечение ЗРР у детей
Лечением задержкой речевого развития занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!
Как мы упоминали ранее, определяющим фактором в благоприятной корректировке ЗРР у детей является ранняя диагностика проблемы, вовремя поставленный диагноз «Задержка развития речи», а также своевременное лечение. И тут важно отметить необходимость комплексного подхода, не только врач невролог наблюдает малыша, но в обязательном порядке и логопед, и психолог. Наша клиника предлагает комплексный подход, разбирая каждый отдельный случай в индивидуальном порядке. Существует огромное количество причин ЗРР, а как следствие и нарушений речевого развития. Опытный ЗРР логопед всегда подскажет необходимые упражнения для коррекции нарушений и правильного развития челюстно-лицевой мускулатуры, для расширения кругозора и развития связной речи малыша. Особое внимание стоит уделять общению с ребенком со стороны родителей, как можно больше проводить с ним времени, развивать мелкую моторику, играть в пальчиковые и подвижные игры, развивать зрительную и слуховую концентрацию.
Вовремя оказанная квалифицированная помощь ЗРР у детей, определение симптомов и лечение оградят Вашего кроху от больших проблем в будущем, помогут правильно и гармонично развиваться, не отставать от своих сверстников, быть открытым этому миру и спешить к новым впечатлениям!
Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь.
Есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития?
Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Процесс становления речи всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, пол ребенка (мальчики начинают намного позже разговаривать, чем девочки), физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью.
Причины появления задержки развития речи
Такая задержка может быть обусловлена генетически. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Не стоит забывать о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).
Еще одна причина появления – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, то естественно возникают и трудности с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.
Что требует пристального внимания?
-Проследите, чтобы ребенок в свои первые 8 месяцев произносил разнообразные звуки, к примеру, «м-м-м», «а-а-а». Если кроха продолжает упорно молчать, необходимо своевременно обратиться за советом к невропатологу.
-В возрасте 10-14 месяцев малыш должен понимать слова, обращенные к нему. Если ребенок не оборачивается на обращение, а также использует плач для того, чтобы привлечь внимание к себе, следует проконсультироваться у специалиста.
-Малыши возраста 14-18 месяцев должны узнавать предметы на слух и показывать их на картинке («покажи мишку», «где носик?», «покажи куклу»). В возрасте 18-24 месяца кроха должен удовлетворять просьбы взрослых («принеси мне мячик», «подними кубик и отдай его папе»).
-Дети 2-3 лет обязаны произносить отдельные слова и выстраивать фразы («хочу гулять», «мама дай»).-
— Малыши постарше, в возрасте 3-4 года, должны быть способны произносить целые предложения, в состав которых входят подлежащее, сказуемое и дополнение («папа ушел в магазин», «мы идем гулять»). Особое внимание стоит обратить в том случае, если большую часть звуков кроха произносит неправильно, если 4-хлетний ребенок не может формировать такие предложения.
Диагностика и лечение
Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания).
Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.
Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.
В Областном консультативно-диагностическом центре есть врачи , которые готовы помочь. Ваш ребенок может пройти обследование в удобное для Вас время в рамках программы «Задержка речевого развития у ребенка», в которую входят консультация невролога, сурдолога, логопеда, педиатра, проведение электроэнцефалограммы, и всех необходимых анализов.
Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение | Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю.
Статья посвящена причинам, диагностике и лечению задержки развития речи у детей
Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.
Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в т. ч. речи, лучше всего поддаются коррекции.
Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4–5-м годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности.
Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими [1, 2].
Формы нарушений развития речи. Специфические расстройства развития речи включают такие нарушения, при которых нормальное речевое развитие страдает на ранних этапах. По классификации МКБ-10 [3] к ним относятся расстройства развития экспрессивной речи (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). При этом нарушения проявляются без предшествовавшего периода нормального развития речи. Специфические расстройства развития речи – наиболее широко распространенные нарушения нервно-психического развития, частота их встречаемости в детской популяции составляет 5–10% [1, 4].
Алалия (по современным международным классификациям – «дисфазия» или «дисфазия развития») – системное недоразвитие речи, в его основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. При этом в первую очередь у детей страдает способность говорить, экспрессивная речь характеризуется значительными отклонениями, тогда как понимание речи может варьировать, но, по определению, развито значительно лучше [2]. Наиболее часто встречающиеся варианты (экспрессивное и смешанное экспрессивно-рецептивное расстройства) проявляются значительным запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания. В связи с затруднениями организации речевых движений и их координации самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь замедленна, бедна, словарный запас ограничен. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.
В современной литературе применяются оба термина – «специфические расстройства развития речи» и «дисфазия развития», – при этом они относятся к одной и той же группе пациентов детского возраста. Но «дисфазия развития» считается более точной формулировкой диагноза, поскольку данный термин отражает как неврологический, так и эволюционно-возрастной аспект данного расстройства [2, 5].
Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4-х лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать чужую речь.
Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе (ЦНС) выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян [6] предложил следующую их клиническую классификацию.
I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения они делятся на следующие формы:
1. Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
2. Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий.
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
В отечественной психолого-педагогической классификации [7] алалия (дисфазия) наряду с другими клиническими формами отставания развития речи у детей рассматривается с позиций общего недоразвития речи (ОНР). Эта классификация построена на принципе «от частного к общему». ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования [7]. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Три уровня ОНР различаются следующим образом: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи («безречевые дети»), 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Разработка представлений об ОНР ориентирована на создание методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.
Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказываются связаны с дисфазией развития (алалией).
Для нормального развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий, достиг определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития [8]. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша – отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше – избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.
Причинами задержки развития речи у ребенка могут быть аутизм или общее отставание в психическом развитии, для которого характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. Для уточнения диагноза проводится углубленное обследование детским психоневрологом [9].
С другой стороны, необходимо различать темповую задержку развития речи, обусловленную дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания). Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие, представляет образец речи. Известно, что в семьях со скудными речевыми побуждениями дети начинают говорить поздно и говорят мало. Отставание в речевом развитии может сопровождаться и общей недостаточной развитостью, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у этих детей соответствуют норме.
Нейробиологические факторы в патогенезе расстройств развития речи. Перинатальная патология ЦНС играет значительную роль в формировании речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, целесообразно выделять группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни [10]. В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате обследования выявлены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела), дети с нарушениями анализаторов (слухового и зрительного), недостаточностью функций черепных нервов (в частности V, VII, IX, X, XII), дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса [10].
У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х нед. до 2–3-х мес., причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Негативную роль играет одно из основных последствий недоношенности – нарушение слуха [10]. Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения [11].
В последние годы также подтверждена роль генетических факторов в формировании нарушений развития речи [10].
Развитие речевых навыков в норме. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. Последовательность в развитии предречевых реакций показана в таблице 1.
Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.
Важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.
Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:
• Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9–18 мес.
• Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5–2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
• Появление фраз из 2-х слов – 1,5–2 года, из 3-х слов – 2–2,5 года, из 4-х и более слов – 3–4 года.
• Объем активного словаря:
– к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов,
– 2-м годам – до 150–300 слов,
– 3-м годам – до 800–1000 слов,
– 4-м годам – до 2000 слов.
Ранние признаки неблагополучия в формировании речи. Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2–2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.
На 3–4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать признаки неблагополучного формирования речи в сравнении с нормальными характеристиками ее развития, которые приводятся в таблице 2.
Отсутствие помощи в раннем возрасте детям с недоразвитием речи приводит к формированию целого ряда последствий: нарушения общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе и контактах с другими людьми, незрелости в эмоциональной сфере и поведении, недостаточной познавательной активности. Это подтверждают данные проведенного нами исследования с целью оценки показателей возрастного развития детей с дисфазией [12].
Обследованы 120 пациентов в возрасте от 3-х до 4,5 лет (89 мальчиков и 31 девочка) с дисфазией развития – расстройством развития экспрессивной речи (F80.1 по МКБ-10 [3]) и картиной ОНР 1–2-го уровня по психолого-педагогической классификации [7]. Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).
Исследование показателей возрастного развития осуществлялось нами с помощью методики Developmental Profile 3 (DP-3) [13] по пяти сферам: двигательные навыки, адаптивное поведение, социально-эмоциональная сфера, познавательная сфера, речь и коммуникативные способности.
Применялась форма для структурированного опроса, проводимого специалистом с родителями. На основании полученных данных определялось, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждой из сфер и на какой возрастной интервал у него имеется отставание от нормальных показателей для его календарного возраста.
При исследовании анамнеза многие родители указывали, что уже в раннем возрасте обращали внимание на отсутствие или ограничение лепета у детей. Родители отмечали молчаливость, подчеркивали, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развивались мимика и жестикуляция, которыми дети пользовались избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Родители при этом отмечали, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. Дети имели скудный активный словарь, пользовались лепетными словами, звукоподражанием и звуковыми комплексами. В речи отмечалось много оговорок, на которые дети обращали внимание и пытались исправлять ошибочно сказанное. На момент обследования объем активного словаря (запас произносимых слов) у детей с ОНР 1-го уровня не превышал 15–20 слов, а с ОНР 2-го уровня – 20–50 слов.
В таблице 3 представлены результаты обследования, показывающие, на какой возрастной интервал имелось отставание от нормальных показателей в трех группах детей с дисфазией развития, разделенных по возрасту: (1) от 3 лет 0 мес. до 3 лет 5 мес.; (2) от 3 лет 6 мес. до 3 лет 11 мес.; (3) от 4 лет 0 мес. до 4 лет 5 мес.
Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития.
Основными направлениями комплексной терапии при дисфазии развития у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, медикаментозное лечение. Поскольку дисфазия развития представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.
Логопедическая помощь строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования речи у детей. Кроме того, она носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложно организованный процесс, который осуществляется длительно и систематически. При этих условиях коррекционная работа дает большинству детей с дисфазией развития средства, достаточные для речевого общения.
Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротективного. Одним их таких лекарственных средств является ацетиламиноянтарная кислота (Когитум).
Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, нормализующее процессы нервной регуляции, обладающее иммуностимулирующей активностью. Когитум содержит ацетиламиноянтарную кислоту (в форме двукалиевой соли ацетиламиносукцината) – синтетический аналог аспарагиновой кислоты – заменимой аминокислоты, содержащейся преимущественно в тканях ЦНС.
Для педиатров и детских неврологов имеют значение такие свойства аспарагиновой кислоты, как участие в синтезе ДНК и РНК, влияние на повышение физической активности и выносливости, нормализацию баланса между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, иммуномодулирующее действие (ускорение процессов антителообразования) [14]. Аспарагиновая кислота участвует в ряде метаболических процессов, в частности регулирует углеводный обмен за счет стимуляции трансформации углеводов в глюкозу и последующего создания запасов гликогена; наряду с глицином и глутаминовой кислотой аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС, стабилизирует процессы нервной регуляции и обладает психостимулирующей активностью [14]. В нейропедиатрической практике препарат применяется на протяжении многих лет по таким показаниям, как задержка психомоторного и речевого развития, последствия перинатальных поражений ЦНС, нейроинфекций и черепно-мозговых травм, церебрастенический и астено-невротический синдромы.
Форма выпуска. Раствор для приема внутрь в ампулах по 10 мл. 1 мл препарата содержит 25 мг ацетил-аминоянтарной (аспарагиновой) кислоты, а 1 ампула (10 мл) – 250 мг. В состав препарата входят: фруктоза (левулоза) – 1,0 г, метиловый парагидроксибензоат (метил-n-гидроксибензоат) – 0,015 г, ароматические вещества (банановый аромат) – 0,007 г, дистиллированная вода – до 10 мл на 1 ампулу. Препарат не содержит кристаллического сахара или его синтетических заменителей, поэтому не противопоказан при сахарном диабете.
Режимы дозирования. Препарат дается внутрь в неразведенном виде или с небольшим количеством жидкости. Для детей в возрасте 7–10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы (250 мг) в утренние часы, детям старше 10 лет – 1–2 ампул (250–500 мг) утром. Для пациентов от 1 года до 7 лет доза определяется врачом индивидуально [14]. По нашему опыту, детям до 7 лет предпочтительно назначать по 5 мл (1/2 ампулы) 1 или 2 раза в день. Продолжительность курса лечения обычно составляет 2–4 нед. При однократном приеме препарат назначается в утренние часы, при двукратном – второй прием не позднее 16–17 ч. Перед назначением Когитума необходимо получить письменное информированное согласие родителей/законных представителей на лечение ребенка ацетиламиноянтарной кислотой, с указанием, что они ознакомлены с показаниями, противопоказаниями и побочными эффектами и не возражают против назначения препарата ребенку.
Побочные действия. Хотя реакции повышенной чувствительности (аллергические реакции) к отдельным компонентам препарата возможны, они отмечаются редко. О передозировках препарата в литературе не сообщается.
При необходимости детям с задержками в развитии речи могут назначаться повторные курсы лечения препаратами ноотропного ряда. В ходе открытого контролированного исследования подтверждена клиническая эффективность при дисфазии развития у детей в возрасте от 3-х лет до 4-х лет 11 мес. двухмесячных терапевтических курсов гопантеновой кислоты, пиритинола и препарата, содержащего комплекс пептидов, полученных из головного мозга свиньи [15]. Для объективной оценки эффективности проводимой терапии родителям рекомендуется вести наблюдения за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений целесообразно фиксировать в форме специальных дневниковых записей, которые будут обсуждаться со специалистами во время повторных визитов к ним. Постоянный контакт со специалистами (врачом и логопедом), проведение консультаций в динамике – важное условие успешности осуществляемого лечения.
.
Задержка речевого развития | Детская Академия Речи
Словосочетание “задержка речевого развития” может звучать пугающе, но на самом деле оно лишь отражает тот факт, что речь развивается медленнее, чем положено в норме к 2,5-3 годам. Причем это касается как звукопроизношения (наиболее наглядного для родителей показателя качества речи), так и скорости усвоения грамматических конструкций и связности речи. Сам по себе термин ЗРР не говорит ни о серьезных органических нарушениях, ни о других патологиях, которые мешали бы появлению речи.
Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей нет. Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Специалисты выдвигают различные гипотезы, многие из которых не до конца исследованы, поэтому на этом подробно мы не будем останавливаться.
Чем можно помочь ребенку с задержкой речевого развития?
Ключевая рекомендация: не ждать. Начинать занятия можно и нужно с 2-2,5 лет. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда встревоженные родители приходят с ребенком, который к 4-5 годам так и не заговорил, со словами: “нам сказали, что нужно ждать, что само появится”. Конечно, помочь можно, но в таких случаях коррекционная работа проходит гораздо дольше, а последствия задержки гораздо серьезнее. Мы говорим об этом так часто, как только можем: пожалуйста, обращайтесь к логопедам, если вы считаете, что вашему ребенку уже давно пора заговорить, а этого не происходит. Если это действительно темповая задержка и речь “появится сама”, то малыш будет лучше подготовлен к садику. А если диагноз ЗРР – предвестник более сложных системных нарушений, то раннее начало занятий заложит базу для благополучной коррекции в дальнейшем. Когда к диагнозу “задержка речевого развития” добавляется задержка психического развития , то ставится диагноз задержка психо-речевого развития.
Какие занятия мы рекомендуем для малышей с задержкой речевого развития:
Какие мы можем дать рекомендации?
Даже если вы регулярно посещаете занятия с логопедом-дефектологом, необходимо заниматься дома. И мы можем вам в этом помочь уже сейчас. Посмотрите это видео, где наш логопед-дефектолог Елена Алексеевна Губицкая показывает, как правильно делать основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Очень важно и полезно делать его дома ежедневно – результаты ваших усилий не заставят себя ждать.
Для комплексного преодоления задержки речевого развития необходимы общеукрепляющие и развивающие занятия: зарядка, четкий режим дня, массаж, бассейн, другие оздоравливающие мероприятия.
Выбирая развивающие занятия, сосредоточьтесь на тех, которые симулируют познавательную деятельность ребенка и дают богатые тактильные ощущения – лепка, рисование руками, игры с разрезными картинками, кубиками и пазлами. Развитие мелкой моторики – залог успеха.
Еще одна важная рекомендация для родителей: уберите подальше гаджеты. Даже развивающие игры, их красочность (такая привлекательная для детей) при отсутствии разнообразия речевого сопровождения и тактильных ощущений лишь тормозят развитие речи.
Научитесь комментировать действия – свои и малыша (оречевлять), пополняя этим его словарный запас. Говорите с ним как можно чаще, рассказывайте ему обо всем, что кажется на ваш взгляд интересным, ведь неговорящий ребенок не задает вопросов, которые необходимы ему для познания мира. Вы сами должны рассказывать ему интересные сведения о природе, игрушках, животных, хозяйстве – обо всем, с чем сталкивается малыш в повседневной жизни.
И помните: все эти меры помогут и поддержат появление речи вашего малыша только при условии работы с грамотными специалистами, понимающими специфику коррекции речи с самыми маленькими молчунами.
Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию | Бобылова
1. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. 143 с. [Venger A.A., Vygodskaya G.L., Leongard E.I. Selection of children for special preschools. Moscow: Prosveshchenie, 1972. 143 p. (In Russ.)].
2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. М.: Генезис, 2012. 256 с. [Vil’shanskaya A.D., Prilutskaya M.I., Protchenko E.M. Psychological, medical, and pedagogical consultation at school: specialists’ collaboration in solving the problems of a child. Moscow: Genesis, 2012. 256 p. (In Russ.)].
3. Гузева В.И., Гузева В.В., Гузева О.В. и др. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с эпилепсией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2015;115(10):51–5. [Guzeva V.I., Guzeva V.V., Guzeva O.V. et al. Diagnosis and correction of cognitive impairment in preschool age children with epilepsy. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova = S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2015;115(10):51–5. (In Russ.)].
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с. [Diagnosis and correction of retardation of mental development in children. Ed. by S.G. Shevchenko. Moscow: Arkti, 2001. 244 p. (In Russ.)].
5. Журба Л.Н., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития у детей первого года жизни. М.: Просвещение, 1981. 192 с. [Zhurba L.N., Mastyukova E.M. Abnormal psychomotor development disorders in babies during the first year of life. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 192 p. (In Russ.)].
6. Инновационные подходы к профилактике нарушений развития. Под ред. М.И. Лынской, Ю.А. Покровской. В 2 ч. Ч. 2. М.: ЛОГОМАГ, 2013. 124 с. [Innovative approaches to preventing developmental abnormalities. Eds. by M.I. Lynskaya, Yu.A. Pokrovskaya. In 2 parts. Part 2. Moscow: LOGOMAG, 2013. 124 p. (In Russ.)].
7. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Дис. … канд. мед. наук. М., 1986. 21 c. [Kuznetsova L.V. Features of motivational and volitional readiness for school education in children with mental retardation. Thesis … of candidate of medicine. Moscow, 1986. 21 p. (In Russ.)].
8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с. [Mamaychuk I.I. Psychocorrective technologies for children with developmental problems. Saint Petersburg, 2003. 400 p. (In Russ.)].
9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 1995. [The International Statistical Classification of Diseases and Related Health, 10th revision. World Health Organization. Geneva, 1995. (In Russ.)].
10. Петрухин А.С. Детская неврология. В 2 т. Т. 2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 560 с. [Petrukhin A.S. Child neurology. In 2 vol. Vol. 2. Moscow: GEOTAR-Media, 2012. 560 p. (In Russ.)].
Задержка психологического и речевого развития у детей, задержка речи
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это распространенное нарушение, которое может возникать в виде неотягощенного самостоятельного диагноза. Или сопровождать более серьезные неврологические состояния, к примеру, детский церебральный паралич или эпилепсию. Задержка речи у ребенка может также дополняться таким нарушением, как задержка психологического развития.
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это распространенное нарушение, которое может возникать в виде неотягощенного самостоятельного диагноза. Или сопровождать более серьезные неврологические состояния, к примеру, детский церебральный паралич или эпилепсию. Задержка речи у ребенка может также дополняться таким нарушением, как задержка психологического развития.
Современные методы лечения позволяют стабилизировать состояние ребенка. Если применяется профессионально составленная программа лечения, базовые эффективные приемы терапии, а также последние разработки в плане технологий, маленький пациент демонстрирует отличную динамику, быстро переходит в фазу фразовой речи.
Задержка психического и речевого развития у детей
Задержка психического развития у детей в комплексе с отставанием в плане речи (ЗПРР) – это не патологические и зачастую слабо- или средневыраженные нарушения психического развития. Эти отклонения обычно связаны с неврологическими нарушениями или просто замедленным созреванием психики ребенка.
Дети с ЗПРР хорошо слышат, хорошо выговаривают звуки и степень зрелости мышления у них обычно в норме. Они много играют, хотя примитивный или специфический характер игр может вызывать некоторую настороженность у родителей.
Если родители знают нормы и стадии развития речи у ребенка, они могут выявить признаки нарушений в 2 или 3-4 года. А специалисты утверждают, что чем меньше возраст, в котором диагностируется задержка психологического развития у детей, тем легче и быстрее проходят лечение и реабилитация.
Стадии развития речи:
- Первые 12 месяцев жизни – подготовка к словесной речи. Ребенок, услышав голос другого человека, ищет его глазами, ближе к концу первого года жизни реагирует на произношение своего имени. Также появляются голосовые реакции.
- Конец 1-го-начало 2-го годов жизни – постепенное овладевание языком, формирование звуковой речи. К концу первого года жизни в арсенале малыша может быть уже до 300 слов.
- 2,5-6 лет – активная речевая практика и стремительное развитие ребенка, его речи. Развитие происходит в процессе общения. Ребенок автоматически учит и использует новые слова (часто не до конца понимая их смысл), услышанные от родителей или окружающих. Словарный запас к поступлению в школу (6-7 лет) составляет примерно 2-3 тысячи слов, которые используются чаще всего.
- Период обучения в школе – систематическое обучение языку и даже 2-3 языкам параллельно, овладевание письменной речью. Активный и пассивный словари ребенка регулярно пополняются.
Родители должны оценить, соответствует ли возраст ребенка актуальной стадии развития речи.
Причины и симптомы задержки развития
Задержка речевого развития и/или психологического развития, причины:
- Особенности характера ребенка или воспитательного процесса.
- Неврологические заболевания, нарушения.
Задержка речи у ребенка и/или психологического развития, симптомы:
- Ребенок не проявляет интереса к познавательным занятиям.
- Вспыльчивость или неестественная веселость.
- Скудный словарный запас.
- Быстрая утомляемость, капризность.
- Эмоциональная реакция на яркий свет, громкую музыку.
- Плохие успехи в обучении.
Реабилитация и лечение детей с ЗРР и ЗПРР в Хабаровске
ЗРР и ЗПР у детей в медицинском центре «Неокортекс» лечатся эффективными проверенными методиками. К каждому маленькому пациенту с задержкой психо-речевого развития специалисты находят особенный, индивидуальный поход. Соответственно, создается индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий.
В центре «Неокортекс» есть все условия и современные технологии, чтобы поставить точный и окончательный диагноз, оценить степень проблемы, выявить и устранить причины отклонений. Методика лечения, основанная на участии родителей и специалистов разного профиля, дает эффективный результат. Однако прогноз нормализации состояния психики и успешности речевого развития находятся в прямой зависимости от возраста ребенка и ранней диагностики нарушений.
Лечебная программа направлена на восстановление ЦНС, нормализацию реакции на внешние раздражители, улучшение способности к обучению, развитие речевых навыков.
Методы, которые применяются в лечении ЗРР и ЗПР (стимуляция мозговой деятельности):
Целесообразность применения того или иного метода определяется после диагностики и консультации специалистов (одного или нескольких) – психолога, психиатра, невролога и других. Ознакомиться подробно с программами можно в нашем материале в блоге по этой ссылке «Программы реабилитации для детей с задержкой речевого развития»
Задержка речевого развития | Детский Клинико Диагностический центр в Домодедово
10.07.2019
Задержка речевого развития становится в современном мире всё более актуальной проблемой. Задержка речевого развития выражается в недоразвитии словарного запаса, как в качественном (нечёткие слова, неправильное сочетание звуков), так и в количественном (малый запас слов). Для детей с задержкой речи характерно отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 2,5-3 годам.
Важно отметить о частой ошибке, наблюдающейся в практике невролога. Приходится слышать от родителей фразу: «нам сказали, что о задержке развития речи можно думать только после 3 лет». Таким образом, до 3 лет многие сознательно закрывают глаза на проблему, часто с подачи специалиста. Логопедическое определение задержки речевого развития, которое часто закладывается в обоснование, возраста «3 года», является узкоспециализированным неврачебным определением, связанной с особенностями логопедических методик работы с малышами. С точки зрения врача невролога, нужно оценивать ребёнка в комплексе всех возможностей разума и темпов развития ЦНС (центральной нервной системы), начиная буквально с внутриутробного периода.
Задержка речевого развития может быть вызвана как медико-биологическими, так и социальными причинами.
К медико- биологическим причинам относятся:
-
тяжело протекавшая беременность, -
осложнённые роды, -
внутриутробная гипоксия, инфекции, -
недоношенность, переношенность, -
тугоухость и нарушение зрения, -
наследственные причины, -
долгое кормление грудью (более 1 года), которое поддерживает сосательный рефлекс и стимулирует развитие и укрепление мышечных волокон языка, ответственных за грубые движения (сосание), и тем самым мешает развиваться мелким волокнам, ответственным за произношение звуков.
К социальными причинами могут быть отнесены:
-
неразвитая речевая среда ребёнка, педагогическая запущенность (сниженность культуры общения в семье) -
билингвизм (общение в семье, на улице, детских площадках, учреждениях ведётся на разных языках), это как правило бывает в разнонациональных и разнорелигиозных семьях, в семьях мигрантов -
психосоциальная депривация (авторитарность общения в семье, подавляющее личность ребёнка) -
гиперопека (взрослые предупреждают все желания ребенка, формируя психологическую привязанность, тем самым не стимулируя его самостоятельную речевую активность) -
избыточное «общение» ребёнка с компьютерами, телефонами, и телевизором (меньше), приводящее к влиянию на малыша избыточного потока информации, не соответствующей возрасту ребёнка. Это приводит к нарушению мыслительных процессов к примеру, логического и абстрактного мышления, виртуальной психозависимости.
Отдельным фактором является социополитическое наследие, а именно становление современной России, после распада СССР, когда после тяжёлых кризисных лет наша страна начала медленно и неравномерно восстанавливать медицину. Так, например, часто полезные и перспективные направления, в результате не полностью проработанные с точки зрения базового состояния медицины вводились на практическом уровне.
С целью улучшения демографических показателей были изменены основные критерии недоношенности и живорождённости плода. Основной критерий — вес плода, был сдвинут с 1500 гр, до 500 грамм. Учитывая появление новых медицинских технологий, выживаемость и, следовательно, численность населения, стала действительно выше. В то же время медленное введение в эксплуатацию реабилитационных центров, а также недостаточное создание условий для систематического наблюдения (необходимо многолетнее наблюдение) в сети районных поликлиник, привело к несвоевременной коррекции выявляемых (и упущенных) нарушений в нервной системе. В результате многократно выросло количество инвалидов детства, по самым различным патологиям, основной, считается, нарушения в ЦНС (центральной нервной системе).
Таким образом, хочется отметить, что лишь комплексная оценка состояния ребёнка, разными специалистами, начатая как можно раньше во времени жизни малыша, поможет избежать нарушений в развитии речи, а также, как следствие, возможных дальнейших психосоциальных трудностей у детей.
Невролог, к.м.н. Ермолаев Сергей Сергеевич
Возврат к списку
Отсроченное развитие речи или языка (для родителей)
Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и начинают говорить, может варьироваться. Небольшие знания о речи и развитии языка могут помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.
Чем отличаются речь и язык?
- Речь — это словесное выражение языка, включающее артикуляцию (способ, которым мы формируем звуки и слова).
- Язык дает и получает информацию.Это понимание и понимание посредством общения — устного, невербального и письменного.
Что такое задержка речи или языка?
Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются. Например:
- Ребенок с задержкой речи на может хорошо произносить слова, но может складывать только два слова.
- Ребенок с задержкой речи может использовать слова и фразы для выражения идей, но его трудно понять.
Каковы признаки задержки речи или языковой задержки?
Младенца, который не реагирует на звуки или пение, следует немедленно осмотреть врачу.Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь речевого или языкового рубежа, или есть проблема.
Вот некоторые вещи, на которые стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:
- к 12 месяцам: не использует жесты, такие как указание пальцем или махание рукой до свидания
- к 18 месяцам: для общения предпочитает жесты вокализации
- к 18 месяцам: проблемы с имитацией звуков
- не понимает простых устных запросов
- на 2 года: может только имитировать речь или действия и не произносит слова или фразы спонтанно
- на 2 года: повторяет только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общения больше, чем их насущные потребности
- на 2 года: не могу следовать простым указаниям
- к 2 годам: необычный тон голоса (например, скрипучий или носовой звук)
Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка сложнее понять, чем ожидалось для его возраста:
- Родители и опекуны должны понимать около 50% речи ребенка в 2 года и 75% в 3 года.
- К 4 годам ребенка должны понимать в основном даже люди, которые его не знают.
Что вызывает задержку речи или языка?
Задержка речи может быть вызвана:
- поражение полости рта, например проблемы с языком или небом (нёбо)
- короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движение языка
Многие дети с задержкой речи имеют орально-двигательные проблемы. Это случается, когда возникает проблема в областях мозга, отвечающих за речь.Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.
Проблемы со слухом также могут влиять на речь. Поэтому аудиолог должен проверять слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. Дети с проблемами слуха могут плохо говорить, понимать, имитировать и использовать язык.
Инфекции уха , особенно хронические инфекции, могут повлиять на слух.Но пока в одном ухе есть нормальный слух, речь и язык будут развиваться нормально.
Как диагностируются задержки речи или языка?
Если у вашего ребенка могут быть проблемы, важно сразу же обратиться к патологу речи. Вы можете самостоятельно найти патолога речи или попросить своего врача направить вас к нему.
SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.
SLP также проверит:
- то, что ваш ребенок понимает (так называемый рецептивный язык)
- что может сказать ваш ребенок (это называется выразительным языком)
- развитие звука и четкость речи
- орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, нёбо и т. Д. Взаимодействуют при речи, а также при еде и глотании)
Исходя из результатов тестирования, логопед может порекомендовать вашему ребенку логопед .
Как помогает логопедия?
Логопед будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить речь и языковые навыки, и покажет вам, что делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.
Чем могут помочь родители?
Родители — важная часть помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.
Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома:
- Сосредоточьтесь на общении. Разговаривайте с малышом, пойте и поощряйте имитацию звуков и жестов.
- Читайте своему ребенку. Начните читать, когда ваш ребенок еще младенец. Ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.
- Используйте повседневные ситуации. Чтобы развивать речь и язык вашего ребенка, говорите в течение дня. Назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, чем вы занимаетесь, когда готовите еду или убираетесь в комнате, и указывайте на предметы в доме. Делайте вещи простыми, но избегайте «детской болтовни».«
Наилучшим подходом является раннее распознавание и лечение задержки речи и языка. Позвоните своему врачу, если у вас есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития вашего ребенка.
Общение и ваш возраст от 2 до 3 лет (для родителей)
Общение с нашими детьми — одна из самых приятных и полезных частей воспитания детей. Дети учатся, усваивая информацию в ходе повседневного взаимодействия и опыта не только с нами, но и с другими взрослыми, членами семьи, другими детьми и миром.
Общение с ребенком
Чем больше детей вовлечены в интерактивные беседы и игры, тем больше они узнают. Чтение книг, пение, игры в слова и простое общение с малышами пополнят их словарный запас и научат их навыкам аудирования.
Вот несколько советов, которые помогут улучшить коммуникативные навыки вашего ребенка:
- Поговорите со своим малышом о том, что он или она делал в течение дня или планирует делать завтра. «Думаю, сегодня днем пойдет дождь.Что нам делать? »Или обсудить события дня перед сном.
- Играйте в выдуманные игры.
- Читайте любимые книги снова и снова и поощряйте ребенка присоединяться к словам, которые он или она знает. Поощряйте «притворное» чтение (позволяя ребенку «читать» вам книгу).
Словарь и шаблоны общения
В возрасте от 2 до 3 лет у детей огромный скачок в языковых навыках:
- В возрасте 2 лет большинство детей могут следовать указаниям и произносить 50 или более слов.Многие объединяют слова в короткие фразы и предложения. Дети этого возраста обычно могут следовать двухэтапным инструкциям, таким как «возьми мяч и принеси его папе».
- К 3 годам словарный запас малыша обычно составляет 200 или более слов, и многие дети могут составлять предложения из трех или четырех слов. Дети на этом этапе языкового развития могут больше понимать и говорить более четко. К настоящему времени вы должны понимать около 75% того, что говорит ваш малыш.
Дети должны свободно использовать язык и начать решать задачи и изучать концепции.Обычно они могут участвовать в простом сеансе вопросов и ответов. Они также могут правильно сосчитать три предмета, начать рассказывать истории и знать свое имя и фамилию.
Когда мне звонить врачу?
Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом, языковым развитием или четкостью речи, поговорите со своим врачом. Проверка слуха может быть одним из первых шагов в определении того, есть ли у вашего ребенка проблемы со слухом. Возраст 2 не слишком молод для направления на речевую / языковую оценку, особенно если ребенок не следует указаниям, не отвечает на простые вопросы или не говорит достаточно слов.
Проблемы общения для детей от 2 до 3 лет включают:
- проблемы со слухом
- проблема следования указаниям
- плохой словарный запас
- нечеткая речь
- заикание
Некоторые родители опасаются, что у малыша, который не говорит, может быть аутизм. Дети с аутизмом и связанными с ним состояниями могут иметь задержку речи или другие проблемы с общением, но плохое социальное взаимодействие и ограниченные или ограниченные интересы или модели поведения также являются отличительными признаками этого расстройства.
Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом.
Общение и ваш возраст от 1 до 2 лет (для родителей)
Развитие речи действительно идет в это время, особенно когда вашему малышу приближается второй день рождения.
Дети этого возраста лучше понимают, что им говорят, и выражают то, что они хотят, с помощью слов и жестов. Они радуются своей способности понимать указания и, не колеблясь, дают свои собственные указания.
Как общаются малыши?
Большинство детей говорят свои первые слова в первый день рождения. Малыш, который озабочен тем, чтобы научиться ходить, может отодвинуть разговор на второй план; в этом нет ничего необычного и не о чем беспокоиться.
Дети этого возраста могли выучить отрывки из десятков слов, которые могут быть неузнаваемыми. Они могут повторять то, что слышат, или смешивать несколько слов с жаргоном (лепет с интонациями, подобными предложениям). Однако когда они начнут говорить, они, вероятно, быстро прогрессируют и вскоре смогут указать на что-то знакомое и произнести его имя, а также узнать имена знакомых людей, предметов и частей тела.
К 2 годам большинство малышей будут говорить 50 или более слов, использовать фразы и уметь составлять предложения из двух слов.
Независимо от того, когда они говорят свои первые слова, можно быть уверенным, что они уже понимают большую часть того, что им говорят до этого. Ваш ребенок должен уметь реагировать на простые команды («Катить мяч маме») и должен полностью знать имена знакомых предметов и членов семьи.
Как я могу способствовать развитию языка?
Ваш малыш слушает все, что вы говорите, и запоминает с невероятной скоростью.Вместо использования «детских» слов используйте правильные имена для людей, мест и вещей. Говорите медленно, четко и просто.
Ваш годовалый ребенок все еще может общаться с помощью жестов, таких как указание на картинки или на то, что он или она хочет. В этом году жесты станут более сложными, так как малыши будут использовать их для имитации действий, самовыражения и игры.
Жесты — важная часть языкового развития. Установите связь между жестами и языком, используя беглый комментарий, например: «Хочешь выпить?» (когда ребенок указывает на холодильник), дождитесь ответа.Затем скажите: «Чего вы хотите? Молока? Хорошо, давайте немного молока». Такое поведение побуждает детей отвечать и участвовать в разговоре.
Вашему ребенку, вероятно, понравятся игры с жестами, такие как «похлопать по пирогу» и «такой большой», и узнавать такие вещи, как части тела, картинки или предметы, и знакомых людей: «Где твое ухо?», «Покажи мне мяч» «и» Где мама? »
Словарный запас вашего ребенка будет быстро расти, но произношение вряд ли успеет за ним. К 2 годам большинство детей становятся понятными только в половине случаев.Но подчеркните правильное произношение в своих ответах.
Когда мне звонить врачу?
Большинство детей достигают следующих языковых вех в этот период:
- говоря несколько слов к 15-18 месяцам
- указывая на знакомых людей, предметы и некоторые части тела к 18 месяцам
- произнесение 50 или более слов к 2 годам
- сложение двух слов в предложение к 2 годам
- после двухэтапных команд к возрасту 2
Сообщите своему врачу о любых проблемах, особенно если ваш ребенок не разговаривает или у вас есть проблемы со слухом.
Некоторые родители опасаются, что у малыша, который не разговаривает, может быть аутизм. Дети с аутизмом и связанными с ним состояниями могут иметь задержку речи или другие проблемы с общением, но плохое социальное взаимодействие и ограниченные или ограниченные интересы или модели поведения также являются отличительными признаками расстройства.
Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом.
Общение и ваш возраст от 8 до 12 месяцев (для родителей)
В эти месяцы ваш ребенок может впервые сказать «мама» или «дада» и будет общаться с помощью языка тела, например, указывать пальцем и качать головой.
Ваш ребенок будет уделять еще больше внимания вашим словам и жестам и будет очень стараться подражать вам — так что будьте осторожны с тем, что вы говорите!
Как общаются младенцы?
Младенцы этого возраста проверяют свои словесные навыки, готовясь к своему большому разговору. Из бормотания последовательностей согласных, таких как «бабабаба», они начнут производить узнаваемые слоги, такие как «га», «ба» и «да». Видя волнение своих родителей, когда они слышат «дада» или «мама», младенцы вскоре учатся связывать слово с его значением.
Еще до того, как младенцы научились говорить, они общаются с помощью жестов — указывая, качая головой «нет» и махая на прощание, все это демонстрирует их способность общаться, понимать язык и реагировать на него.
Вы будете знать, что ваш ребенок понимает, что вы говорите, когда вы спрашиваете «Где папа?» и ваш малыш смотрит в его сторону, или вы указываете и говорите: «Иди, найди мяч», и он или она ползет прямо к нему. Ваш ребенок должен хорошо реагировать на свое имя и поднимать глаза (и, по крайней мере, останавливаться), когда вы говорите твердое «НЕТ!».
К концу первого года жизни ваш ребенок будет следовать вашим простым просьбам («Помашите пока»), будет любить подглядывать, говорить «мама» и «дада» и лепетать интонации типичной речи.
Что мне делать?
Продолжайте разговаривать с малышом, используя имена, а также повторяющиеся словесные игры, например «Эта маленькая поросенок». Попросите ребенка указать на знакомые предметы и спросить: «Где чашка?» Или укажите на мяч и спросите: «Что это?» Сделайте паузу, прежде чем дать ответ. Скоро ваш ребенок будет показывать пальцем и говорить «а?» как бы задавая вопрос.
Обозначение объектов в течение дня усиливает сообщение о том, что у всего есть собственное имя. От молока утром до плюшевого мишки ночью — наименование знакомых предметов поможет вашему малышу узнать, как они называются, и сохранить эту информацию на тот день, когда он или она сможет составить правильные слова.
Превратите обучение в процесс обучения всего тела: коснитесь пальца ноги ребенка, когда произнесете слово «палец ноги». Или покажите собственное ухо и скажите: «Ухо мамы (или папы)». Когда вы говорите, обращайтесь к ребенку лицом, чтобы он мог видеть ваше выражение лица и движения губ.
Будьте музыкальны и пойте своему ребенку, чтобы стимулировать изучение языка. Слушая слова, младенцы учатся узнавать и повторять их. Добавьте жесты рук и измените стиль и темп музыки, чтобы удерживать внимание вашего ребенка.Младенцы также реагируют на стишки, которые показывают, насколько игривой может быть язык.
Читайте своему малышу из больших красочных книжек с картинками и поощряйте его или ее перелистывать страницы. Дайте ребенку возможность «прочитать» и «ответить» на ваши вопросы.
Когда мне звонить врачу?
К 12 месяцам младенцев обычно:
- ответить на «нет»
- следовать простым командам
- использовать простые жесты, например указывать или качать головой
- говорят мама и дада
Когда дело доходит до языкового развития, существует широкий спектр норм.Если вас беспокоят языковые навыки или слух вашего ребенка, поговорите со своим врачом.
Развитие речи: 2-летние
Ваш двухлетний ребенок не только понимает большую часть того, что вы ему говорите, но и говорит с быстро растущим словарным запасом, состоящим из пятидесяти и более слов. В течение этого года он перейдет от предложений из двух или трех слов («Пей сок», «Мамочка, хочет печенья») к предложениям из четырех, пяти или даже шести слов («Где мяч, папа? «Долли сядь мне на колени»).Он также начинает использовать местоимения (я, ты, я, мы, они) и понимает понятие «мое» («Я хочу свою чашу», «Я вижу свою маму»). Обратите внимание на то, как он также использует язык для описания идей и информации, а также для выражения своих физических или эмоциональных потребностей и желаний.
В человеческой природе свойственно сравнивать словесные способности вашего малыша со способностями других детей его возраста, но вам следует избегать этого. В настоящее время языковое развитие более разнообразно, чем в любой другой области.В то время как одни дошкольники развивают языковые навыки стабильно, другие, кажется, усваивают слова неравномерно. А некоторые дети от природы более разговорчивы, чем другие. Это не означает, что более вербальные дети обязательно умнее или более развиты, чем более спокойные, и даже не означает, что у них более богатый словарный запас. На самом деле, тихий ребенок может знать столько же слов, но говорить их разборчивее. Как правило, мальчики начинают говорить позже девочек, но эта вариация — как и большинство других, упомянутых выше — имеет тенденцию выравниваться по мере того, как дети достигают школьного возраста.
Без каких-либо формальных инструкций, просто слушая и практикуясь, ваш ребенок усвоит многие основные правила грамматики к моменту поступления в школу. Вы можете помочь обогатить его словарный запас и языковые навыки, сделав чтение частью своей повседневной жизни. В этом возрасте он может следить за сюжетной линией, понимать и запоминать многие идеи и фрагменты информации, представленные в книгах. Даже в этом случае, поскольку ему может быть трудно сидеть на месте слишком долго, книги, которые вы ему читаете, должны быть короткими.Чтобы удержать его внимание, выбирайте книги, ориентированные на деятельность, которые побуждают его трогать, указывать и называть предметы или повторять определенные фразы. К концу этого года, когда его языковые навыки станут более развитыми, он также будет развлекаться со стихами, каламбурами или шутками, которые играют с языком, повторяя забавные звуки или используя бессмысленные фразы.
Однако у некоторых детей процесс языкового развития не проходит гладко. Фактически, примерно у одного из десяти-пятнадцати детей есть проблемы с пониманием языка и / или речью.У некоторых детей проблема вызвана проблемами со слухом, низким интеллектом, отсутствием речевой стимуляции дома или задержками речи в семейном анамнезе. Однако в большинстве случаев причина неизвестна. Если ваш педиатр подозревает, что у вашего ребенка проблемы с речью, он проведет тщательный медицинский осмотр и проверку слуха и, при необходимости, направит вас к специалисту по речи / языку или специалисту по раннему детству для дальнейшего обследования. Раннее обнаружение и идентификация задержки речи или нарушения слуха критически важны, поэтому лечение можно начинать до того, как проблема помешает обучению в других областях.Если вы и ваш педиатр не определите проблему и не решите ее, у вашего ребенка могут быть постоянные проблемы с обучением в классе.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.
Развитие речи: 1-летние
В начале второго года вашему малышу вдруг покажется, что он понимает все, что вы говорите.Вы объявите время обеда, и он будет ждать у своего стульчика. Скажите ему, что потеряли туфлю, и он ее найдет. Поначалу его быстрая реакция может показаться немного необычной. Он правда понял, или это просто сон? Будьте уверены, это не ваше воображение. Он развивает свои языковые навыки и навыки понимания в соответствии с графиком.
Этот гигантский скачок в развитии, вероятно, изменит то, как вы сейчас разговариваете с ним и разговариваете с другими, когда он рядом. Например, вы можете редактировать разговоры, которые ведутся в пределах его слышимости, возможно, разъясняя слова, которые вы бы предпочли, чтобы он не понимал (например, «Должны ли мы остановиться на I-C-E C-R-E-A-M?»).В то же время вы, вероятно, почувствуете больше энтузиазма при разговоре с ним, потому что он такой отзывчивый.
Возможно, вы заметите, что меньше разговариваете с ребенком, больше не нуждаетесь в высоких монологах нараспев, чтобы привлечь его внимание. Вместо этого попробуйте говорить медленно и четко, используя простые слова и короткие предложения. Научите его правильным названиям предметов и частей тела и прекратите использовать милые заменители, такие как «поросята», когда вы действительно имеете в виду «пальцы ног». Предложив ему хорошую языковую модель, вы поможете ему научиться говорить с минимумом путаницы.
Большинство малышей усваивают не менее пятидесяти слов к концу второго года и могут сложить два слова вместе, чтобы составить короткое предложение, хотя между детьми есть различия. Даже среди людей с нормальным слухом и интеллектом некоторые в течение второго года мало разговаривают. Мальчики обычно развивают языковые навыки медленнее, чем девочки. Когда ваш ребенок начинает говорить, его первые несколько слов, вероятно, будут включать имена знакомых людей, его любимые вещи и части его тела.Возможно, вы единственный человек, который понимает эти ранние слова, поскольку он пропускает или изменяет определенные звуки. Например, он может правильно получить первый согласный ( b, d, t ) и гласный ( a, e, i, o, u ), но опустить конец слова. Или он может заменить звуки, которые он может произнести, например, d или b, , на более сложные.
Вы научитесь понимать, что он говорит, со временем и с помощью его жестов. Ни в коем случае не высмеивайте его языковые ошибки.Дайте ему столько времени, сколько ему нужно, чтобы закончить то, что он хочет сказать, не торопясь, а затем ответьте правильным произношением слова («Верно, это мяч!»). Если вы будете терпеливы и отзывчивы, его произношение постепенно улучшится.
К середине года он будет использовать несколько активных глаголов, таких как «идти» и «прыгать», и слова направления, такие как «вверх», «вниз», «внутрь» и «выход». К своему второму дню рождения он выучит слова «я» и «ты» и будет использовать их постоянно.
Сначала он составит свою собственную версию целого предложения, объединив одно слово с жестом или ворчанием.Он может указать и сказать «мяч» — это способ сказать вам, что он хочет, чтобы вы бросили ему мяч. Или он может сформулировать вопрос, сказав: «Выходи?» или «Вверх?» — повысил голос в конце. Вскоре он начнет сочетать глаголы или предлоги с существительными, произнося такие утверждения, как «Взберись» или «Пей молоко», и вопросы типа «Что это? К концу года или вскоре после этого он начнет использовать предложения из двух слов.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.
Развитие речи и языка | Детская больница CS Mott
Речь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальное взаимодействие, поведение и академические навыки вашего ребенка.
Как я могу определить, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка?
Вначале младенцы любят издавать собственные звуки.По мере взросления они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка, вам следует поговорить со своим педиатром.
Вехи, демонстрирующие нормальное речевое развитие, включают:
Возраст | Уровень владения языком |
Рождение | Плачет |
2-3 месяца | Кус в ответ вам, улыбается |
6 месяцев | лепет, поворачивается и смотрит на новые звуки |
8 месяцев | Отвечает на имя, гладит себя в зеркало |
10 месяцев | Кричит для привлечения внимания, повторяет слог |
12 месяцев | Говорит 1-2 слова; узнает имя; имитирует знакомые звуки; указывает на объекты |
12-17 месяцев | Понимает простые инструкции, имитирует знакомые слова, понимает «нет», использует «мама», «дада» и еще несколько слов |
18 месяцев | Использует 10-20 слов, включая имена, начинает объединять 2 слова «все ушло», «пока, мама», использует слова, чтобы выразить желание «готово», «все сделано» или «больше»; знает части тела |
2 года | Говорит предложения из 2-3 слов; имеет> 50 слов, спрашивает «что это?» и «где мое» словарный запас увеличивается; обозначает части тела, называет изображения в книге, образует множественное число, добавляя «s» |
2 ½ года | Дает имя; называет себя «я» вместо имени; объединяет существительные и глаголы; словарный запас составляет 450 слов; использует короткие предложения; соответствует 3-4 цветам, знает большое и маленькое; любит слышать одну и ту же историю |
3 года | Может рассказать историю; длина предложения 3-4 слова; словарный запас около 1000 слов; знает фамилию, название улицы, несколько детских стишков, может петь песни |
4 года | Предложение длиной 4-5 слов; использует прошедшее время; определяет цвета, формы; задает много вопросов, таких как «почему?» и кто?» Может говорить о воображаемых условиях «Я надеюсь» Правильно использует следующие звуки: b, d, f, g, h, m, n, ng, t, w, y (как в «да») |
Если ваш ребенок не достигает этих показателей, поговорите со своим педиатром.Первый шаг — проверить слух вашего ребенка. Даже если кажется для того, чтобы их слышать нормально, дети являются экспертами в улавливании визуальных подсказок. Важно вовремя выявить потерю слуха, чтобы лечение началось как можно раньше.
Советы по поддержке речи и языкового развития вашего ребенка
- Начните разговаривать со своим ребенком при рождении. Даже новорожденные получают пользу от слуха речи.
- Отвечайте на воркование и лепет вашего ребенка.
- Играйте с малышом в простые игры, такие как прятки и пирожные.
- Много разговаривайте с ребенком. Расскажите им, что вы делаете, когда делаете это.
- Читайте книги вслух. Попросите библиотекаря подобрать книги, соответствующие возрасту вашего ребенка. Если ваш ребенок теряет интерес к тексту, просто поговорите о картинках.
- Пойте своему ребенку и подарите ему музыку. Изучение новых песен помогает вашему ребенку выучить новые слова, а также использует навыки памяти, навыки слушания и выражения идей с помощью слов.
- Используйте жесты вместе со словами.
- Не пытайтесь заставить ребенка говорить.
- Расскажите подробнее, что говорит ваш ребенок. (Например, если ваш ребенок говорит: «Элмо», вы можете сказать: «Ты хочешь Элмо!»)
- Опишите своему ребенку, что он делает, чувствует и слышит в течение дня.
- Слушайте своего ребенка. Смотрите на них, когда они с вами разговаривают. Дайте им время ответить. (Это похоже на вечность, но сосчитайте до 5 или даже до 10, прежде чем заполнить тишину).
- Поощряйте рассказывание историй и обмен информацией.
- Поиграйте с ребенком один на один и поговорите об игрушках и играх, в которые вы играете.
- Планируйте семейные поездки и экскурсии. Ваш новый опыт дает вам возможность поговорить о чем-то интересном до, во время и после прогулки.
- Посмотрите на семейные фотографии и поговорите о них.
- Задавайте ребенку много вопросов.
- Не критикуйте грамматические ошибки. Вместо этого просто моделируйте хорошую грамматику.
- Следуйте примеру своего ребенка, чтобы во время разговора заниматься тем, что вызывает у него интерес.
- Пусть ваш ребенок поиграет с детьми, чей язык немного лучше, чем его.
Что вызывает проблемы с речью и языком?
- Развивающиеся, речевые и языковые расстройства являются частой причиной речевых / языковых проблем у детей. Эти нарушения обучения вызваны другой работой мозга. У вашего ребенка могут быть проблемы с воспроизведением речевых звуков, с использованием разговорной речи для общения или с пониманием того, что говорят другие люди. Проблемы с речью и языком часто являются самым ранним признаком неспособности к обучению.
- Потерю слуха часто упускают из виду, и ее легко идентифицировать.Если у вашего ребенка задержка речевой / языковой задержки, следует проверить его слух.
- Крайняя депривация окружающей среды может вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют, и он не слышит, как говорят другие, он не научится говорить.
- Недоношенность может привести ко многим видам задержек в развитии, включая проблемы с речью / языком.
- Расстройство обработки слуха описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут поправиться с помощью речевой и языковой терапии.
- Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговые травмы, могут влиять на мышцы, необходимые для речи.
- Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью / языком / общением часто являются ранним признаком аутизма.
- Апраксия речи — это специфическое речевое расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с установлением последовательности и выполнением речевых движений.
- Избирательный мутизм — это когда ребенок вообще не разговаривает в определенных ситуациях, часто в школе.
Как я могу определить, есть ли у моего ребенка языковые проблемы или он просто «поздно расцветает»?
Родителям может быть сложно определить, поздно ли расцветает ребенок, имеет ли он потерю слуха, расстройство экспрессивной речи или другую первопричину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, есть ли у вашего ребенка задержка речи или языковые задержки. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем лучше будет его прогресс. А если они окажутся поздно расцветающими, дополнительное внимание к их речи никоим образом не повредит.
Лечение задержки речи и языка
Важно на раннем этапе выявить проблемы с речью / языком, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети много знают о языке задолго до того, как произносятся первые слова. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно быть индивидуализированным и подходящим с точки зрения его развития. Лечебная бригада вашего ребенка может включать врача, аудиолога, логопеда, эрготерапевта и / или социального работника.
Невербальные способы общения с детьми
Дети, которые невербальны или плохо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы.