Как новорожденный видит в 1 месяц: этапы развития по месяцам, когда начинает фокусироваться, уход за глазами

Содержание

Первый месяц


Поздравляем с рождением малыша! Сейчас Вы испытываете целую гамму эмоций, ведь каждый Ваш день теперь полон невероятных открытий!


Первый месяц – это период адаптации новорожденного к новым условиям вне утробы матери, а также время значительных перемен в привычном ритме жизни родителей. Чтобы «боевое крещение» прошло успешно, нужно свести к минимуму стресс первых дней, когда Вы остались с крохой один на один. Отложите все остальные дела, не приглашайте гостей без лишней необходимости. Папа и остальные близкие должны взять работу по дому на себя, а Вы – посвятить время новорожденному.


Одна из самых главных задач первых недель жизни ребенка – наладить грудное вскармливание. Нужно освоить правильную технику прикладывания крохи к груди и позиции для кормления. Еще один важный фактор – кормление «по требованию»: предлагайте ребенку грудь столько раз, сколько он захочет, а не по часам. Главное сейчас – настроиться на позитив и сконцентрироваться на Вашем малыше, тогда успех обеспечен.


Наиболее оптимальная температура в помещении, где находится новорожденный, должна держаться на уровне 21-22°С, а влажность – около 50%.


Гулять с ним можно через 1-2 дня после выписки из роддома. Летом начиная с 15-20 минут и постепенно увеличивать это время. А зимой выходить с малышом на первую прогулку следует не раньше двухнедельного возраста при температуре не ниже -5°С. Продолжительность первых прогулок в холодное время года должна быть не более 10-15 минут.


Не переживайте, у Вас все получится! Тем более, что в первый месяц к Вам домой еженедельно будут приходить участковые педиатр и медсестра, с которыми можно будет проконсультироваться. Ожидайте первое посещение врача уже в первые три дня после прибытия из роддома.

Вступайте в клуб Similac «Мама знает!» и получайте скидки, подарки и
советы от экспертов.

Вступить в клуб →

Врожденные рефлексы новорожденного


Малыш рождается далеко не таким беспомощным, как Вы думаете. Природа наделила его множеством рефлексов, которые помогают адаптироваться к условиям окружающей среды, пока у него не сформируется осознанная двигательная активность.


Например, сосательный и поисковый рефлексы помогают новорожденному во время кормления. Проверить сосательный рефлекс можно, вложив палец в ротик ребенка. Малыш должен совершать сосательные движения. А если погладить уголок его рта или щечку, то кроха повернет голову в сторону раздражителя – это поисковый рефлекс.


Ребенок сжимает ладошку в кулак, если ее погладить, демонстрируя хватательный рефлекс. Ну а если положить малыша на животик, то он будет совершать ползающие движения. Так проявляет себя рефлекс ползания. Попробуйте прикоснуться к его ступням ладонью – и ребенок оттолкнется от нее, ускорив движения.

От новорожденного к грудничку


После 28 дней жизни Ваш малыш меняет свой статус. Он перестаёт называться новорожденным, теперь он просто грудничок.


К концу первого месяца блуждающий взгляд ребенка постепенно становится более осмысленным. Он непродолжительное время фиксирует глазами яркие предметы. Четче всего малыш видит то, что находится на удалении 25-30 см от его лица. Именно на такое расстояние Вам лучше всего наклониться над ним, чтобы пообщаться.


Ребенок уже может проявлять активный интерес к предметам с четкими очертаниями или контрастной расцветкой. Для развития зрения Вы можете начать показывать ему черно-белые геометрические картинки (например, изображение спирали, куба).


Малыш пока реагирует только на громкие звуки, голоса или музыку. Его реакции выражаются в общем двигательном беспокойстве, крике – кроха может плакать, махать руками и ногами, выгибать тело, если его напугал шум.


Движения для ребенка в таком возрасте – это неотъемлемая часть эмоционального возбуждения. Как правило, они являются сигналом для родителей о том или ином дискомфорте и необходимости удовлетворить какую-либо потребность малыша: накормить, утолить жажду, поменять подгузник и так далее.


С момента рождения ребенок непроизвольно улыбается, если он всем доволен. Сначала это происходит во сне, затем после кормления и во время купания. Чем больше Вы улыбаетесь малышу и разговариваете с ним, проявляя положительные эмоции, тем скорее он ответит Вам взаимностью.

Сон новорожденного


Значительную часть времени (16-18 часов в день) новорожденный проводит во сне, с промежутками на кормление через каждые 2-3 часа. Существуют различные состояния сна:

  • Глубокий сон, во время которого ребенок полностью расслаблен, глаза закрыты, он дышит ровно, медленно и глубоко.
  • Поверхностный сон, когда малыш более часто, не так ровно дышит, подергивает руками и ногами. Иногда можно различить, как под веками двигаются глазные яблоки.
  • Дремота, возникающая во время кормления или перед сном. Глаза дремлющего ребенка полузакрыты.


Чтобы привить малышу навыки здорового сна, нужно придерживаться определенных правил.


Важно, чтобы он спал при комфортной температуре. Располагайте кроватку не ближе одного метра от окна и батареи. Проветривайте комнату перед сном. Не укутывайте малыша теплым одеялом, если в комнате тепло, ведь новорожденные быстро перегреваются.


Чтобы свести к минимуму вероятность несчастного случая, не укладывайте ребенка спать на живот, а также не оставляйте в кроватке посторонние предметы, игрушки, пуховые одеяла.


Спать малыш должен без подушки.


Постепенно обучайте ребенка различать день и ночь. Днем нужно проявлять максимум активности: играть, петь песни и делать упражнения, а также не приглушать обычные шумы, такие как: звук телевизора, стиральной машины, телефона. А ночью наоборот – сведите шум к минимуму, не разговаривайте с малышом слишком долго и громко, не играйте с ним. Через некоторое время он поймет, что ночью нужно не бодрствовать, а спать. Проявите немного терпения, и вскоре кроха наградит Вас спокойными ночами. Удачи!


Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией

Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант»,

2009. — 1008 с.

Грудные дети узнают свою мать по запаху

Результаты новых исследований поведения грудных детей совершили переворот в прежних представлениях о времени разграничения категории новорожденного и грудного ребенка.
С самых первых дней младенец взаимодействует со своими родителями и ближайшим окружением как способная к отношениям личность, между ними происходит взаимовлияние.
Как правило, родители располагают «интуитивной родительской компетенцией», состоящей в том, чтобы научиться распознавать особые сигналы, посылаемые им их собственным ребенком, и постараться изучить его соответствующие реакции.
После нормального рождения младенец сразу открывает глаза и ищет лицо матери, которое он может увидеть в течение первых дней жизни лишь с расстояния 20 см. Родители чисто интуитивно определяют дистанцию для контакта глазами с новорожденным ребенком. Во время кормления ребенок рассматривает лицо матери и повторяет его выражение.
Новорожденные дети активно ищут внешние раздражители и способны различать самые разнообразные из них. «Привлекательный голод» настолько велик, что они прерывают процесс кормления или поения, если в поле зрения появляется нечто, привлекающее внимание.
Вертикальные предметы оказываются более предпочтительными по сравнению с такими же горизонтальными.
Предпочитаются овальные формы, что можно считать началом проявления пристрастия к лицам. Примерно с 3−х месяцев правильные лица отличаются от таких, на которых рты, глаз, нос расположены «неправильно».
С самого рождения младенец может различать всевозможные формы, и, соответственно, одна из них кажется наиболее предпочтительней. Например, черно-белые круги отличаются от черно-белых полос, и взгляд на подобных плакатах, продемонстрированных перед его глазами, фиксируется гораздо дольше, нежели на одноцветных.
С 1−2 месяцев красные и розовые предметы воспринимаются как наиболее похожие, чем такие же предметы красного и зеленого цвета.
До 1970 года бытовало мнение, что новорожденные дети только едва-едва могут различать звуки по причине заклеенных серной смазкой слуховых проходов. Сегодня, тем не менее, мы знаем, что уже во время беременности эмбрион с замечательной точностью регистрирует акустические знаки. Непосредственно после рождения новорожденное дитя предпочитает слышать материнский голос, поворачивает голову в том направлении, где она находится.
Во время беременности мать просят прочитать определенную историю. После рождения новорожденному ребенку дается специально сконструированная соска, с помощью которой фиксируется его реакция на прослушивание магнитофонной пленки с записью той же истории.
И младенцы могут выбирать для себя, что им нравится слушать больше — историю, декламируемую материнским голосом или же кем-то другим. Они однозначно предпочитают материнский голос, что определяется по ритму всасывания, который меняется.
Если одна и та же музыка снова и снова проигрывается ребенку во время беременности, позже он энергично реагирует на нее, когда слышит ее. С рождения существует дифференциальная реакция на высокие или более глубокие звуки: высокие и тихие звуки определяются как наиболее успокоительные, нежели глубокие и громкие.
Также существуют предпочтения у вкусовых ощущений: сладкий имеет лучший вкус, чем соленый или кислый, горький активно отторгается; а все разнообразные варианты вкусов четко отличаются от сладкого с самого начала.
Грудные дети узнают своих матерей по запаху. Новорожденные дети отличают запах матери от запаха другой женщины и предпочитают именно его. Они поворачивают головку на ту сторону кроватки, где висит платок, который контактировал с телом их матери (на противоположной стороне висит либо стерильный, либо платок другой женщины).
Уже с рождения новорожденные дети могут устанавливать связь между различными смысловыми восприятиями. Если в течение 20−ти дней детям дают соску для сосания с пупырышками и показывают им после этого две соски — одну с пупырышками, одну без, то они смотрят дольше на пупырчатую, т.е. они уже устанавливают связь между тем, что они ощутили во рту и тем, что видят. Координация между увиденным и прочувствованным с возрастом улучшается: с полумесячного возраста грудному ребенку дают почувствовать кольцо или стекло, без того чтобы он мог видеть их. Если ему показывают после этого рисунки этих предметов, то он смотрит дольше на тот предмет, который еще не чувствовал, поскольку он нов и интересен для него. То же повторяется и в опытах на координацию зрения и слуха.
У новорожденного ребенка существует богатая эмоциональная жизнь: отвращение, боль, неожиданность, интерес, любопытство отмечаются прямо с рождения, и, соответственно, до старости; самое позднее, с 4−6 недель к ним присоединяется радость, с 3−4 месяцев четкие сигналы, выражающие печаль и досаду, с 6−8 месяцев — страх.
#нацпроектдемография89

Как проверить зрение у ребенка


Зрение – один из пяти органов чувств человека. С его помощью мы получаем информацию о внешнем облике предметов, их расположении в пространстве. Наличие хорошего зрения особенно важно для детей, так как снижение его остроты может препятствовать полноценному развитию малыша.

Причины нарушения зрения


Наследственные. Передаются от родителей или через поколение. Как правило, это тяжелые заболевания глаз: глаукома, катаракта, врожденное помутнение роговицы, заболевания сетчатки и зрительного нерва, дальтонизм, и др., а также дефекты оптики (астигматизм, миопия, гиперметропия).


Врожденные. Возникают в период внутриутробного развития вследствие отрицательного воздействия на плод (перенесенных матерью во время беременности вирусных заболеваний, обострений хронических болезней, интоксикаций и пр.).


Приобретенные. Появляются после рождения из-за воздействия внешних факторов: инфекционных заболеваний, поражений центральной нервной системы, травм зрительного аппарата, несбалансированного питания, неправильного зрительного стереотипа, несоблюдения гигиены зрения и пр.

Человек родился: проверка зрения у детей до года


Чтобы не допустить нарушений и ухудшения зрения, необходима его регулярная проверка начиная с периода новорожденности.

  • ✓ В первые часы после появления на свет глазки осматривает врач-неонатолог, при этом особое внимание уделяется недоношенным детям или новорожденным после тяжелых родов, так как существует риск кровоизлияний или патологии сетчатки.
  • ✓ Если есть показания, первая проверка офтальмологом проводится в 1 месяц. В зоне риска – дети с врожденными патологиями, родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные.
  • ✓ Если малыш родился здоровым, плановый визит к доктору должен состояться в 3 месяца.
  • ✓ Следующие осмотры проводятся в 6 и 12 месяцев. При этом в 1 год острота зрения определяется невербальными методами, и, в среднем, ее значение составляет 0,3–0,6. Для этого используются специальные таблицы, разработанные финским офтальмологом Лео Хувяринен, известные, как символы Лео. Это дом, квадрат, яблоко и круг, узнаваемые даже маленьким ребенком.

    С возрасте 1 года профилактические осмотры у детского офтальмолога должны стать ежегодными.


За развитием зрения у малыша родители могут следить и самостоятельно. Для этого нужно знать, на что и как реагирует детский глаз в разном возрасте.

  • 1–2 месяца. При реакции на свет зрачки сужаются. Младенец начинает следить взглядом за предметом, понемногу различает черты лица.
  • 3–4 месяца. Ребенок останавливает свой взгляд на цветных игрушках, улыбается в ответ на улыбку.
  • 5–7 месяцев. Малыш приглядывается к игрушкам, узнает родных, ищет взглядом предметы и людей.
  • 8–10 месяцев. Ребенок быстро распознает «своих» и «чужих», пытается взять все, до чего может дотянуться.
  • 11–12 месяцев. Годовалые дети внимательно разглядывают мелкие детали на игрушках, они уже могут оценивать расстояние до предмета.

Таблицы для проверки зрения детей


Как проверить зрение ребенку? Начиная с 2,5 — 3 лет это можно делать с помощью таблицы Орловой (рис.1). Она предназначена для детей, которые еще не знают букв. В таблице Орловой содержатся изображения предметов, хорошо знакомых ребенку, поэтому он без труда сможет их назвать. Провести проверку зрения по таблицам можно и в домашних условиях, при этом важно учесть некоторые моменты.

  1. Таблица для проверки зрения детей распечатывается в формате А4. Определение остроты зрения производится с расстояния 2,5 метров.
  2. Распечатанную таблицу размещают на уровне головы ребенка. Лист с силуэтами должен быть хорошо освещен.
  3. Проверять необходимо каждый глаз по очереди, второй при этом закрывается ладошкой.
  4. Перед тем как начать проверку зрения, можно подвести ребенка к таблице и попросить его назвать все изображения. Так малыш поймет, что от него требуется, а вы будете знать, как он называет ту или иную фигуру.
  5. Таблица состоит из 12 рядов. Если глаз видит только верхний ряд таблицы, острота зрения будет равна 0,1. Для трехлетнего ребенка нормально, если этот показатель равен 0,6.
  6. При определении остроты зрения следует учитывать, что дети быстро устают. Начинать проверку нужно с верхнего ряда таблицы, показывая по одной картинке. Если малыш не назвал изображение, нужно указать на остальные фигуры этого ряда, потом на строку выше и так далее до тех пор, пока не будут правильно названы все символы в ряду. Эта строка таблицы для проверки зрения у детей и определит остроту зрения.


Рис. 1.



Рис. 2.


Когда ребенок будет четко знать все буквы, для проверки можно использовать традиционную таблицу Сивцева (рис.2). Исследование проводится по тому же принципу, но с расстояния 5 метров. В возрасте 6–7 лет нормальной считается острота зрения, равная 1,0.


Современным прибором для проверки остроты зрения является электронный проектор знаков, поэтому качественная достоверная диагностика зрения возможна только в специализированных офтальмологических кабинетах и центрах, оснащенных всем необходимым оборудованием.

Как у новорожденных детей формируется зрение

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения. В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств. При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.

Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.

В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.

Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

• 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

• 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.

Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам. Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

• 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.

4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

• 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.

После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.

Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда. Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.

Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

• зрачки разного диаметра;

• не сужаются зрачки при ярком свете;

• ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;

• после 3 месяцев не проходит косоглазие;

• частое слезотечение или мутный зрачок.

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность. Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям. Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям. Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Приходите на диагностику в КазНИИ глазных болезней по адресу: Алматы, улица Толе би, 95а (угол улицы Байтурсынова).
Телефон: +7 (775) 007 01 00; +7 (727) 279 54 36

Как развивается зрение новорождённого — Детям Глаукома.ру

В первую неделю жизни младенцы видят окружающий мир размыто и в сероватых оттенках. На становление зрительной системы уходят месяцы, и это совершенно нормально. Вот несколько основных этапов развития зрения новорождённого:

Первые дни после рождения

В первые дни малыша обязательно осматривает офтальмолог, чтобы исключить серьёзные врождённые патологии. Кроме того, обычно на глаза ребёнка наносится антибиотическая мазь, которая поможет предотвратить глазную инфекцию от бактерий, присутствующих в родовом канале.

  • При рождении ваш малыш видит только оттенки серого. Нервные клетки сетчатки и головного мозга пока ещё недостаточно развиты и не могут различать цвета.
  • Глаза новорождённого не способны фокусироваться на близких предметах. На это нужно время.
  • Большие глаза у младенца — это нормально. Здоровое развитие ребенка начинается как раз с головы. При рождении размер глаз составляет 65 % от их «взрослого» состояния!

1 месяц: знакомство с цветами

Глаза ребенка не очень чувствительны к свету в первый месяц после рождения. Зато у малыша быстро развивается способность различать цвета. 

  • Через неделю после рождения дети могут видеть красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. А вот на знакомство с синим и его оттенками уйдёт больше времени: на сетчатке человека меньше цветовых рецепторов синего света.
  • Не беспокойтесь, если глаза вашего ребенка иногда двигаются не синхронно. Но если один из глаз начинает «косить» постоянно, немедленно запишитесь на приём к доктору!

2-3 месяц: острота зрения

В этот период у детей повышается острота зрения, и движения глаз становятся всё более синхронными.

  • Ребенок на этом этапе должен следить за движущимися объектами и начинать тянуться к вещам, которые он видит.
  • Младенцы в 2-3 месяца учатся переводить взгляд с одного объекта на другой, не двигая головой.
  • Глаза становятся всё более чувствительными к свету. Поэтому обязательно приглушайте свет ночью, чтобы не нарушать ритмы дня и ночи.

4-6 месяцев: развитие зрительных центров

С 4 по 6 месяц жизни в зрительных центрах головного мозга происходят значительные улучшения: ребёнок видит отчетливее, его глаза двигаются достаточно быстро, чтобы следить за движущимися объектами.

  • Острота зрения улучшается с 20/400 при рождении до 20/25 в возрасте 6 месяцев. 
  • Цветовое зрение становится таким же, как у взрослого: ребёнок может видеть все цвета радуги.
  • 6 месяцев — это время для первого основательного осмотра офтальмолога. Врач оценит остроту зрения и состояние глаз в целом: важно не пропустить этот приём, чтобы убедиться, что развитию зрения ничего не мешает.

7-12 месяцев: координация

Ребёнок становится всё более подвижным, начинает изучать мир вокруг себя. На этом этапе дети лучше осознают свое тело и учатся координировать зрение с движениями. 

  • Ребёнок лучше оценивает расстояния и точнее схватывает и бросает предметы.
  • Глаза малыша могут поменять цвет в этом возрасте. Большинство детей рождаются с голубыми глазами, потому что более темные пигменты в радужной оболочке не полностью развиты.

Источник

Детское зрение требует особенной заботы и внимания. Но в то же время лучше не торопить события: дайте организму малыша развиваться в своём темпе. Обратитесь к врачу при появлении поводов для беспокойства: он подробнее расскажет о пределах нормы и о том, как меняется детский организм.

Ученые выяснили, как младенцы видят родителей — Российская газета

Новорожденные дети лучше всего видят родителей и их эмоции с расстояния примерно 30 сантиметров. К такому выводу пришли исследователи из Института психологии Осло вместе с коллегами из Университета оптики в Упсале (Швеция).

Ученым впервые удалось реконструировать визуальное восприятие мира детьми двух-трех дней от роду.

Одним из авторов работы стал норвежский профессор Свейн Магнуссен. Впервые идея исследования возникла у него 15 лет назад, однако для ее проверки не хватало определенных знаний и оборудования. Вернуться к ней удалось год назад, при этом был изменен подход к эксперименту.

— Чтобы понять, как грудной ребенок видит родителей или окружающие его предметы, ранее использовались фотографии. Но реальный мир динамичен, поэтому мы использовали изображения в движении, — цитирует ученого издание ScienceDaily.

Для исследования был создан видеоряд с мужскими и женскими лицами, выражающими четыре вида эмоций: радость, злость, спокойствие и удивление — остальные, как выяснилось из предыдущих работ, младенцами не воспринимаются. На основе сведений о контрастной чувствительности грудничков изображения были выполнены в черно-белом варианте с шириной полос, при которой малыши начинают фиксировать взгляд на фигуре.

Видео было продемонстрировано 42 взрослым мужчинам и женщинам в возрасте от 20 до 43 лет, а изображения намеренно размыли, приблизив к тому, что видят новорожденные. По мнению исследователей, если взрослые не могут определить выражение лица, этого не смогут сделать и младенцы. Наилучшим образом участники эксперимента определили эмоции с 30 сантиметров. При увеличении расстояния до 60 сантиметров, а затем 120 сантиметров правильные ответы давались случайно. По полученным результатам и было определено, что новорожденные могут четко видеть на расстоянии не более 30 сантиметров.

По словам Магнуссена, их открытие дает ответ на вопрос о визуальном восприятии детей раннего возраста, который оставался открытым в течение нескольких десятилетий. Исследование поможет также объяснить, как малыши могут имитировать мимику родителей до того, как их зрение становится развитым. При этом ученый отметил, что они определили лишь расстояние, на котором новорожденные могут видеть объекты. Понимают ли они, что или кто именно находится перед ними, остается неясным.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать❗️☘️

На чтение 6 мин.

О том, когда и как начинают видеть и слышать новорожденные, говорят многое. Некоторые утверждают, что они видят мир в черно-белых размытых тонах и «вверх ногами», при этом отлично слышат, еще будучи в животике у мамы. Так ли это на самом деле, давайте выясним. Заодно узнаем, как помочь новорожденному развить эти качества при наличии уже имеющихся при рождении возможностей.  

Так, когда новорожденный начинает видеть и слышать?

Зрение младенца 

Все малыши, только что появившиеся на свет, видят сразу, однако не так, как взрослые. В связи с недостаточно развитым зрительным аппаратом они видят все в черно-белых тонах.  

В первые 12 месяцев зрительная система будет развиваться, поэтому размытая черно-белая картинка через некоторое время преобразуется в яркую разноцветную. Каждый месяц его зрительные возможности будут стремительно улучшаться. 

Первые дни 

Новорожденный может видеть четко все, что находится на расстоянии 30 см от него. Так будет до тех пор, пока на глазном яблоке не сформируется желтое пятнышко. Именно оно отвечает за остроту зрительной системы. 

Из-за неокрепших глазных мышц отмечается нарушенное фокусирование взгляда. Это так называемое «младенческое косоглазие» (глаза сводятся к носу или смотрят в разные стороны). 

В первые дни он видит предметы только в белом и черном цвете, при этом отлично различает темноту и свет. При ярком свете начинает прищуриваться, пытается спрятаться, может капризничать или заплакать. Именно так определяется наличие зрения у малыша, когда врач направляет на каждый глазик поток света фонарика. 

Есть мнение, что у новорожденных мир представлен в перевернутом виде, однако оно ошибочное. Если у него нет никаких патологий головного мозга, то изображение будет «правильным». 

Уже с первых дней вы можете начать тренировку зрения у малыша – почаще говорите с ним, ближе наклоняйтесь, чтобы он обратил на вас внимание и пытался сфокусировать свой взгляд на вашем лице. 

Есть мнение, что ребенок легче фокусирует свой взгляд, будучи в лежачем положении, поэтому во время общения его можно взять на руки. 

1 месяц 

На этом этапе малыш видит крупногабаритные предметы с более четким очертанием, учиться сконцентрировать взгляд и координировать движения глаз из одной стороны в другую. 

Уже к концу первого месяца вы можете показывать ему контрастные рисунки в черно-белых красках. Также немаловажны ежедневные прогулки в дневное время суток, что положительно сказываются на развитии зрения.  

2 месяца 

Младенец может на несколько секунд задерживать свой взгляд на каком-то предмете. Также можно заметить, как он наблюдает за движущимися вблизи объектами. В 2-месячном возрасте окружающий мир становится для малыша более четким и наступает тот момент, когда он может отличать лицо мамы от других лиц. 

В этот период жизни его зрение наполняется красками: он уже умеет распознавать красный цвет с самой длинной световой волной. 

Поэтому вы смело можете разместить над кроваткой крупные игрушки в черно-бело-красных тонах на расстоянии полуметра от его глаз. Так он будет их рассматривать, фокусировать свой взгляд на них, следить за движущимися элементами и тем самым укреплять глазные мышцы. 

3 месяца 

У малыша проявляется повышенный интерес к предметам, которые его окружают. Ведь теперь он может полноценно наблюдать за ними. В его обзоре появляется еще один цвет – желтый. Также он умеет различать лица людей, которые часто перед ним появляются. 

4-5 месяцев 

Малыш четко видит все, что находится на расстоянии 1 м от него. Он может различить каждую деталь, черты лиц, мимику. В этот период жизни добавляется еще один цвет – зеленый. 

Он может наблюдать не только за движущимися в стороны объектами, но и сконцентрировать свое внимание на предметах, которые приближаются и отдаляются от него. Благодаря хорошо развитому хватательному рефлексу в 4-5 месяцев, он будет пытаться взять предмет ручками, который вы подносите к нему. 

Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают. Таким способом они определяют их объемность. 

6 месяцев 

В этот период жизни он начинает видеть четче и объемней. Ребенок различает все цвета, поэтому можете смело знакомить его с их названиями. 

В 6 месяцев у него уходит младенческое косоглазие, однако, если этого не случилось, его нужно срочно показать специалисту. 

7-8 месяцев 

В таком возрасте малыш отлично различает своих людей от чужих. При виде родственника он будет улыбаться, а увидев незнакомца – может испугаться и заплакать. В 7-8 месяцев малыш различает форму предметов, и не только их цвета, но и оттенки. 

Он четко видит вещи, которые находятся вблизи или далеко от него, и может с легкостью на них переключаться. 

9-12 месяцев 

В годик у малыша зрительная система такая же, как и у взрослых. Он начинает ходить, поэтому изучает весь окружающий мир во всех красках. В этот период жизни задача родителей – подпитывать его желание познать мир: показывать разные по форме, цвету и структуре объекты. 

Слух 

Он развивается еще до появления ребеночка на свет. Уже на 17 неделе он может слышать биение сердца матери и то, как работают внутренние органы и системы. Чуть позже он слышит голос мамы, поэтому не зря многие разговаривают с животиком, напевают песенки еще не родившемуся малышу. Наденьте наушники на живот и устройте ему по-настоящему приятный праздничный концерт. 

Слуховой аппарат новорожденного уже может принимать информацию, правда, не так как у взрослых. Для этого потребуется некоторое время. 

Первые дни 

После появления на свет слух у младенца немного притупляется. Это своеобразная защита, созданная природой, чтобы уберечь слуховой аппарат от множества звуков в реальном мире. С притупленным слухом детишки лучше спят. 

На этом этапе он реагирует только на громкие и резкие звуки вздрагиванием или плачем. 

1 месяц  

В этот период жизни он четко слышит все, что происходит вокруг него, постепенно привыкает к этим звукам и уже не пугается, как раньше. Он начинает прислушиваться к звукам, голосам, поэтому для развития речевых навыков, старайтесь чаще с ним разговаривать. 

2-3 месяца 

Слушает и пытается уловить звуки, двигаясь головкой и глазами, чтобы понять, откуда они издаются. В 2-месячном возрасте малыш отлично распознает голос матери, начинает реагировать агуканьем на голос мамы. 

4-5 месяцев 

Умеет определять источник подачи звука, поэтому может двигаться в его сторону головкой и глазами. Проявляет эмоциональную реакцию на издающиеся звуки жестами или мимикой. 

6 месяцев 

В 6-месячном возрасте малыш уже как взрослый – все слышит, однако продолжает активно познавать мир звуков, учиться их различать и воспроизводить. 

Развитие зрения у младенцев от рождения до 2 месяцев

У вашего ребенка появилось несколько рефлексов новорожденного — сосание, хватание и шаг — чтобы помочь ему выжить в жизни. Постепенно эти рефлексы заменяются новыми навыками, по мере того, как она растет и развивается. Вот что происходит в первые пару месяцев жизни вашего ребенка, когда дело касается развития зрения.

Если у вашего ребенка светлая кожа, его глаза, вероятно, все еще голубые, и он будет в постоянном движении примерно от шести месяцев до одного года.Если у вашего ребенка более темная кожа, его глаза, вероятно, будут карими и останутся таковыми, хотя в первый год они могут потемнеть или светлее. Их зрение не так хорошо, как их слух (который почти идеален при рождении), но это примерно 20/200.

Они могут очень ясно видеть на расстоянии около 8-10 дюймов от ее лица, что как раз подходит для того, чтобы видеть ваше лицо, когда они едят.

В конце периода новорожденности она начнет отслеживать объекты и сможет видеть на несколько футов впереди себя.

Основные этапы развития видения

Важные этапы развития зрения включают следующее:

  • В конце этого периода вид объекта вне ее досягаемости может побудить ее потянуться за ним.
  • В конце этого периода она может интенсивно сосредоточиться на небольшом объекте рядом с ней (например, на листе бумаги или ворсинке на ковре или на пуговице на вашем свитере).
  • В конце этого периода они могут начать изучать ее руки или ноги.
  • Изначально их глаза могут фокусироваться на неподвижных объектах рядом с их лицом.Позже они будут фокусироваться на объектах, расположенных близко к их лицу, когда их перемещают с одной стороны на другую.
  • Они могут реагировать на изменение света.
  • Они могут изучать ваше лицо (или другие лица) через 7 недель и, вероятно, предпочтут этот вид просмотру других объектов.

Как стимулировать развитие видения

Используйте следующие методы, чтобы способствовать развитию зрения.

  • Проводите много времени лицом к лицу со взрослыми, братьями и сестрами и почаще смотрите ребенку в глаза.Измените выражение лица (счастливое, удивленное) или сделайте глупые рожи.
  • Альтернативные стороны при кормлении ребенка, даже если вы кормите его из бутылочки.
  • Оденьте ее в красочные носки с интересными узорами.
  • Во время отдыха на животе предложите игровой коврик или тренажерный зал.
  • Поэкспериментируйте с разным освещением. Откройте жалюзи и впустите естественный свет или предложите время с тусклым освещением, например, при свечах для кормления грудью.
  • Предложите красочный мобильный телефон над ее кроваткой или люлькой.
  • Предлагайте яркие или черно-белые игрушки с хорошим контрастом и интересными узорами.
  • Обеспечьте защиту глаз при выходе на улицу. Защищайте ребенка от солнца или используйте козырек или детские солнцезащитные очки (например, ParkerG или Frubi), которые блокируют солнечные лучи.
  • Поставьте рядом небьющееся зеркало, чтобы она могла смотреть в собственное лицо.
  • Читайте красочные книги и не забывайте держать их близко к лицу, чтобы она могла отчетливо видеть изображения.

Предупреждающие знаки

Все дети развиваются по-своему и безотносительно к расписанию, которое взрослые любят устанавливать для них.Даже если ваш ребенок кажется на отстает от любого из вышеперечисленных этапов, имейте в виду, что, вероятно, все в порядке.

Однако, если в конце периода новорожденности вы обнаружите, что ваш ребенок не реагирует на яркий свет, не фокусируется на вашем лице или других объектах или один или оба глаза кажутся мутными, обратитесь к своему врачу для тестирования. .

Слушайте и свою интуицию. Хотя некоторые проблемы со зрением являются нормальными (например, это нормально, если глаза вашего ребенка пересекаются снова и снова, пока ему не исполнится шесть месяцев), другие — нет, и всегда стоит упомянуть или узнать второе мнение.

Я заметил, что один из глаз моего сына выглядел иначе, чем другой, буквально через несколько мгновений после его рождения, но медсестры и врачи, которые смотрели ему в глаза, сказали, что проблем нет. Самостоятельно, когда ему было всего 4 дня, я отвела его к детскому офтальмологу, и ему поставили диагноз врожденная односторонняя катаракта, а также другие проблемы со зрением.

Согласно InfantSEE, программе общественного здравоохранения для младенцев, «педиатры проводят важный базовый скрининг глаз, предназначенный для выявления грубых глазных аномалий.Всесторонняя оценка зрения окулистом предназначена для обнаружения гораздо большего и является важной частью ухода за вашим здоровым ребенком ».

Они рекомендуют назначить вашему ребенку первую встречу с профессиональным глазным врачом в возрасте 6 месяцев. Вы можете использовать их инструмент поиска врача, чтобы найти участвующего врача и пройти бесплатное обследование для вашего ребенка (независимо от вашего дохода).

Развитие детского зрения: Помогаем младенцам увидеть свое светлое будущее!

Глаза — это не только зеркало души, зрение — важная часть познания, исследования и связи с миром.Поддержка зрительного развития вашего ребенка помогает нацелить его на успех!

В течение первого года жизни ваш ребенок быстро растет физически, умственно и эмоционально. Поскольку это видение является наименее развитым чувством при рождении, в течение первых 12 месяцев происходит многое. Ваш ребенок перестанет быть близоруким и не сможет фокусировать взгляд на способности имитировать движения, узнавать лица и играть в прятки.

Чтобы помочь вам понять этот важный год развития, в Расширении Мичиганского государственного университета есть информация о том, как меняется зрение в течение первого года жизни и как вы можете его поддержать.

От рождения до четырех месяцев

Примерно до трех месяцев младенцы не могут сосредоточиться на объектах, находящихся на расстоянии более 8-10 дюймов от их лица. Примерно через три месяца их поле зрения начинает увеличиваться, но они еще не развили способность перемещать визуальный фокус с одного объекта на другой.

На этой стадии развития младенцам легче сосредоточиться на высококонтрастных объектах. Черно-белые фотографии с контрастными узорами или изображениями, также называемые карточками для стимуляции младенцев, позволяют вашему младенцу легко сосредоточиться и могут способствовать развитию его зрения.Вы можете повесить эти открытки по всему дому, чтобы ваш ребенок мог их видеть, или даже создать с ними мобильный телефон.

Примерно в три месяца младенцы должны заниматься визуальным отслеживанием, это означает способность следить за объектом глазами. Чтобы попрактиковаться в отслеживании движения с ребенком, положите его на спину и попытайтесь привлечь его внимание погремушкой, колокольчиком или другой игрушкой, удерживаемой над ним по средней линии (в центре его тела). Как только они посмотрят на вашу игрушку, медленно переместите ее вправо или влево по направлению к полу.Понаблюдайте, не следует ли ваш ребенок глазами за объектом. Если ваш ребенок потеряет предмет, попробуйте встряхнуть его, чтобы снова привлечь его внимание. Вы также можете попробовать приклеить высококонтрастную карточку для стимуляции младенцев к бумажной тарелке и побудить ребенка отслеживать изображение.

Поддержка развития зрения от рождения до четырех месяцев:

  • Держите игрушки и другие раздражители на расстоянии 8–10 дюймов от лица ребенка, чтобы он мог сосредоточиться на нем. Дайте им достаточно времени, чтобы сфокусировать взгляд на объекте, и не забудьте дать им много времени, чтобы избежать чрезмерной стимуляции.
  • Приведите ребенка в движение! Держите ребенка, пока вы ходите по комнате, и медленно поворачивайте его, чтобы он мог видеть предметы и людей в комнате.
  • Поменяй! Обязательно чередуйте, с какой стороны ест ваш ребенок и даже в каком направлении он спит в кроватке. Это позволит им сбалансировать то, что они видят, и не позволит им всегда поворачиваться в одном и том же направлении.

От пяти до восьми месяцев

Младенцы начинают развивать восприятие глубины, более чувствительное цветовое зрение и могут выполнять такие задачи, как перемещение объекта из одной руки в другую.По мере того, как в этот период дети развивают свои моторные навыки, у них также развивается зрительно-моторная координация. Ваш ребенок научится отличать странные лица от знакомых. Они также развивают способность концентрироваться на таких объектах, как игрушки или даже на собственных пальцах рук или ног.

Поддержка развития видения от пяти до восьми месяцев:

  • Маленькие игрушки, например деревянные кубики, способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
  • Убедитесь, что ваш ребенок много играет на полу, чтобы он мог смотреть и исследовать окружающий мир.
  • Песни и другие игры, включающие двигательный паттерн, например «пирожное» или «такой большой», могут способствовать развитию зрения и координации мышц.
  • Повесьте мобильный телефон над детской кроваткой или игровой площадкой, чтобы ребенок мог дотянуться до нее, потянуть или пнуть.

От девяти до 12 месяцев

Младенцы работают над совместным использованием глаз и рук и синхронизацией этих движений.Они разовьют лучший моторный контроль своих рук и пальцев и смогут поднимать предметы, координируя эти мелкие моторные мышцы и свои глаза. В это время они должны начать есть пищу из рук.

Поддержка развития видения от девяти до 12 месяцев:

  • Чтение книг с ребенком — отличный способ проверить его зрение. Позвольте вашему ребенку много времени изучать книги. Им будут представлены новые и разные цвета, формы и изображения, и они будут практиковать зрительно-моторную координацию, перелистывая страницы.
  • Игра в прятки с использованием игрушек или лица — отличный способ поработать над развитием зрительной памяти вашего ребенка. Частично накройте любимую игрушку вашего младенца и наблюдайте, как он извлекает ее.
  • Когда вы гуляете с ребенком, указывайте и маркируйте предметы. Это не только способствует остроте зрения, но также способствует развитию речи и познавательных способностей.
  • Запланируйте много личного времени. Младенцы по-прежнему любят смотреть на знакомые лица. Так что корчите глупые рожи и много поцелуев и щекочите.

Дополнительную информацию о развитии зрения вашего ребенка можно получить в Американской оптометрической ассоциации.

Вы нашли эту статью полезной?