Во сколько дети начинают стоять: 404 Not Found 1 — дополнительная информация Mothercare

Содержание

Когда ребенок начинает сидеть: во сколько месяцев ребенок начинает садиться


Для правильного формирования опорно-двигательного аппарата важно, чтобы ребенок развивался в соответствии с физиологическим возрастом. Сначала он должен научиться держать голову, затем переворачиваться, приподниматься на руках. Примерно в 6 месяцев, как только спинные мышцы и позвоночник становятся достаточно крепкими, он начинает учиться садиться. Данный навык важен не только для укрепления его опорно-двигательного аппарата. Малыш, который может сидеть самостоятельно, становится менее зависимым от родителей. От того, насколько быстро он приобретет этот навык, зависит, во сколько месяцев он начнет учиться ползать, стоять и ходить. В статье мы опишем признаки того, что ребенок готов сидеть, а также расскажем, как ему в этом помочь и нужно ли вообще это делать.

Когда ребенок должен сесть


Опорно-двигательный аппарат ребенка полностью формируется примерно к 6 месяцам. К этому моменту позвоночник уже достаточно окреп, мышцы приобретают нужную силу и эластичность. Полугодовалый малыш начинает предпринимать первые попытки сесть. Некоторые дети пытаются садиться уже в 4 месяца. Однако педиатры не рекомендуют поощрять их. В возрасте 4-4,5 месяцев позвоночник еще недостаточно сформирован, поэтому вертикальные нагрузки могут привести к проблемам в будущем. Все, что могут сделать родители, – наблюдать за тем, как ребенок тренирует позвоночник, и следить, чтобы он не получил травм.


Примерно до полугода малыш должен активно ползать, переворачиваться, держать шею и голову. Чем дольше он будет находиться в горизонтальном положении, тем крепче будут его опорно-двигательные функции. Такая физическая активность поможет укрепить мышцы и позвоночный столб, чтобы к 6 месяцам начать предпринимать попытки сидеть.


При том, что лучшим возрастом для приобретения навыка сидения считается 6 месяцев, педиатры уверены, что все зависит от физиологических особенностей конкретного малыша. Как правило, недоношенные дети и дети, которые, наоборот, быстро набирают вес, развиваются медленнее. В этом случае, даже если в полгода малыш ленится сидеть самостоятельно, родителям нужно только набраться терпения и не торопить его. Обычно к 9 месяцам, при условии отсутствии проблем со здоровьем, большинство детей успешно осваивают навык сидения.

Признаки того, что ребенок готов сесть


Дети развиваются в соответствии со своими биологическими часами. Поэтому способность долго удерживать тело в вертикальном положении у каждого ребенка формируется в свое время. Если в 6 месяцев у малыша нет противопоказаний, можно проверить, готов ли он начать сидеть самостоятельно. Делают это в кабинете педиатра или дома в безопасных условиях. Для проверки используют стол для пеленания, обычный стол или хотя бы упругий диван. Вы можете действовать по следующему алгоритму:


1.   Уложите грудничка на стол для пеленания.


2.  Возьмите его за руки и слегка приподнимите их.


3.  Если малыш крепко ухватился за пальцы, медленно потяните его к себе.


Если в такой позиции грудничок попытался приподнять корпус тела, значит, его позвоночник уже достаточно окреп. Если же он слабо держится за ваши пальцы, откидывает голову назад или просто висит, держа вас за руки, значит, ему еще рано начинать сидеть.


У педиатров есть своя методика определения степени готовности спинных мышц к сидению в 6-месячном возрасте. Для этого они берут ребенка на руки, держа его вертикально лицом от себя. Далее врач одной рукой обхватывает грудную клетку, а другой – ноги ребенка. Если малыш не может выпрямиться, это говорит о слабости мышц спины. Если в вертикальной позиции спина выгибается, позвоночник заваливается или искривляется, а плечи свисают, это также указывает на слабость опорно-двигательных функций. Значит, малыша рано подвергать таким нагрузкам.

Как развиваются мальчики и девочки


По мнению педиатров, то, во сколько месяцев дети осваивают навык сидения, не зависит от их пола. На это влияет только степень развития позвоночного столба и мышц спины. Однако есть некоторые различия в том, как развиваются мальчики и девочки. Причиной тому служит мозг, который растет и совершенствуется у них с разными темпами. Приведем несколько примеров:


1.  Та часть мозга, которая отвечает за умение ориентироваться в пространстве, у мальчиков формируется быстрее. Соответственно у девочек пространственные навыки развиты хуже.


2. Зрительная память мальчиков улавливает общую картину происходящего вокруг них, у девочек – мелкие детали.


3. Мальчики гораздо дольше удерживают внимание на одном предмете, без особой охоты переключаясь с одного занятия на другое. Зато девочки легче переключаются как между предметами, так и между занятиями.


4. Девочки гораздо более коммуникабельные и общительные, поэтому они быстрее адаптируются к новым условиям. Мальчики, особенного грудного и дошкольного возраста, даже к родственникам дольше привыкают.


5. Большинство девочек начинает говорить уже в годовалом возрасте. У мальчиков речевые навыки развиваются ближе к 15-18 месяцам.


Разницу можно заметить не только в психическом или когнитивном, но и в физическом развитии. Девочки быстрее начинают сидеть, ползать, ходить. Особенно если этому способствует обстановка. Если ребенок постоянно находится на руках у родителей, не имея возможности самостоятельно осваивать двигательные навыки и чувствовать себя в пространстве, это, независимо от пола, задерживает его физическое развитие.

Нужно ли «присаживать» малыша


Вопрос, во сколько ребенок начнет самостоятельно садиться, ползать, ходить, говорить, беспокоит всех родителей. Однако одни полностью полагаются на природу и стараются не вмешиваться в физическое развитие малыша, другие – начинают подсаживать его раньше времени. Оба варианта являются крайними мерами. Врачи против того, чтобы «торопить» ребенка или полностью пускать все на самотек. Родители могут оказывать помощь в приобретении физических, психических или когнитивных навыков, при условии, что это не навредит его здоровью.

Что делать родителям, когда ребенок ленится сидеть


Родителям 6-месячных малышей, которые отказываются садиться и долго находиться вертикально, нужно в первую очередь проконсультироваться с педиатром. Если нет проблем со здоровьем, то и повода для беспокойства тоже нет.


Родители могут самостоятельно определить, насколько гармонично развивается ребенок. Судить об этом можно по тому, что он:


· переворачивается с боку на бок, лежа на спине или животе;


· ощущает свои руки и ноги в пространстве;


· подтягивает ноги к животу, когда лежит на спине;


· хорошо держит спину, шею и голову, когда лежит на животе;


· крепко хватается за указательные пальцы родителей и пытается за ними тянуться.


Эти признаки свидетельствуют о том, что малыш развивается в соответствии со своим возрастом, а значит, рано или поздно он сможет самостоятельно сесть. Подталкивать его не нужно. Чем дольше ребенок будет находиться в горизонтальном положении, тем крепче к 6-7 месяцам будут его мышцы и позвоночный столб.


Многие педиатры рекомендуют до того, как освоить навык сидения, научить малыша ползать. Попробуйте положить его на живот и поставить перед ним игрушку. Так он начнет активнее двигаться, находясь в горизонтальном положении. Это поможет укрепить мышцы спины и подготовить позвоночник к нагрузкам.


Если даже в 7 месяцев ребенок ленится сидеть самостоятельно, можно начинать подключать дополнительные нагрузки. Обычно педиатры рекомендуют:


· массаж,


· плавание,


·  легкую гимнастику.


Массаж должен состоять из поглаживающих движений. Делать это может профессиональный детский массажист, который знает, как и сколько должна длиться процедура. Плаванием можно заниматься в специальном бассейне или дома в ванной под наблюдением взрослых. Для занятий домашней гимнастикой понадобится фитбол. В комнатах лечебной физкультуры с малышом должен заниматься тренер.

Если вместо того, чтобы торопить малыша, внимательно
наблюдать за ним и создавать комфортные условия для его всестороннего развития,
рано или поздно он начнет самостоятельно сидеть и станет менее зависимым от
родителей.

Когда стоит бить тревогу? Проверьте ваши стопы самостоятельно

Согласно современным исследованиям опорно-двигательного аппарата российскими и зарубежными специалистами стопа человека является фундаментом нашего организма и то, как развивается опорно-двигательный аппарат, начиная с рождения и до юношеского возраста, и то, как он будет функционировать в зрелом возрасте, зависит, прежде всего, от стоп. До настоящего времени большинство специалистов утверждают, что многие болезни человека являются следствием проблем позвоночного столба. Но ведь позвоночный столб это только «верхние этажи нашего здания», которые опираются на нижние конечности, основанием которых являются стопы. Сейчас очень широко используется метод диагностики «компьютерная оптическая топография», который оценивает положение значимых точек задней поверхности туловища, диагностируя нарушение осанки и более того сколиоз не обращая внимания на состояние стоп человека. Основная задача определить влияет ли состояние стоп на весь опорно-двигательный аппарат. Оказывается, влияет, и на самом деле на все 100%. Ну а провоцирующими факторами могут быть как наследственные, так и приобретенные, как восходящего генеза, так и нисходящего, травматического характера и следствием другого заболевания.

Считается что ПЛОСКОСТОПИЕ у ребенка это плохо. Весь секрет в том, что плоскостопие у детей до подросткового возраста это НОРМА, надо только знать критерии нормы и патологии.

Ваш ребенок начал подниматься на ножки. В каком возрасте это произошло? Конечно, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, но существуют усредненные данные о том, что подниматься на ножки возле опоры ребенок должен начать в возрасте около 10 месяцев, самостоятельно без поддержки ходить к 12 месяцам. Если это произошло раньше, родители обычно радуются за свое чадо и думают: «Все ребенку надоело ползать и ему надо ходить», и начинают ребенка ставить в ходунки, либо водить его за ручки или используя подручные приспособления. На самом деле опорно-двигательный аппарат и нервная система ребенка еще не достигают необходимой зрелости ранее к этому возрасту. Нагрузка на костно-связочный аппарат становится катастрофической, нервная система теряется в механизмах управления двигательными навыками. В мозге ребенка происходит запись первых, неправильных шагов и в дальнейшем происходит дальнейшее неправильное развитие стереотипа шага. А опорно-двигательный аппарат начинает приспосабливаться к вертикальной чрезмерной нагрузке в виде заваливаний стоп вовнутрь, также вращением вовнутрь всей нижней конечности до тазобедренного сустава, скручиванием таза и приспособлением позвоночного столба. В результате у ребенка коменсаторно неправильно формируются своды стоп, он ходит пальцами вовнутрь (косолапит) и у него возникает нарушение осанки.

Другая ситуация ребенок долго ползает, не может подняться на ножки и происходит это значительно позже одного года. Этот факт должен сильнее беспокоить родителей и необходимо обязательно проконсультироваться у невролога, с последующим направлением к ортопеду. Обычно проблемы наследственного характера, при которых происходит задержка моторики, врачами диагностируются в более ранние сроки и такие дети находятся под особым наблюдением. Но механизм компенсации похож на условно здоровых детей.

У организма человека очень большой ресурс самовосстановления. Но когда появляется БОЛЬ – это говорит о том, что произошел срыв компенсации, появились зоны перегрузки (триггерные точки).

Нет четкой возрастной категории, когда появляются боли в мышцах и суставах. В 60 лет человек думает, что это старость, в 40 и в 30 лет физическая или специфическая работа. А в подростковом возрасте, и даже у совсем маленьких детей, почему появляется боль?

Когда следует бить тревогу ребенку или взрослому?

Итак, повод обратится к ортопеду – подиатру:

  1. Крупный ребенок.
  2. Рано или наоборот поздно пошел.
  3. Ребенок часто просится на руки или в коляску после непродолжительной прогулки своими ножками.
  4. Ходит пальцами вовнутрь.
  5. Часто запинается и падает при ходьбе.
  6. Ходит на носочках.
  7. У ребенка происходит переразгибание в суставах, он очень гибкий, пластичный.
  8. Происходит стаптывание обуви, (обувь «горит» у ребенка), быстро приходит в негодность.
  9. Форма ног Х-образная или О-образная
  10. Нарушение осанки.
  11. Боль на всех этажах опорно-двигательного аппарата:
    • В области стоп.
    • В области коленных суставах.
    • В области тазобедренных суставах.
    • В области поясницы.
    • В межлопаточной области.
    • В области шеи.
    • В области плечевых суставов.
    • Онемение, чувство жжения в мышцах как нижних, так и верхних конечностей.
    • Состояния после травм любых отделов опорно-двигательного аппарата.

Можно ли помочь в таких ситуациях

Медицинский центр «ЛОР практика» в лице врача по спортивной медицине, врача-подиатра Бакулина Дмитрия Александровича предлагает провести диагностику функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей и взрослых, изготовить индивидуальные стельки по Медицинской системе ФормТотикс с последующим наблюдением.

Проверьте ваши стопы

Делаем первые шаги: помочь, а не навредить


Рано или поздно каждый малыш начинает ходить. Кому-то срок приходит уже в 8 месяцев, другие же дети начинают ходить только после года, в год и два-три месяца. Все эти сроки считаются нормальными. Для каждого ребенка этот момент индивидуален, и многое здесь диктует природа. Торопить ребенка, или переживать из-за того, что он не начал ходить в год, не стоит. Прежде чем встать на ноги полноценно, малыш должен окрепнуть, должен стать готовым для этого в физическом плане. 

Ведь пешая ходьба на двух ногах — совсем не такой простой процесс, как может показаться нам, взрослым. Неудивительно, что основная часть животного мира пользуется четырьмя конечностями, ведь для двуногой ходьбы требуется и особенная физическая подготовка, и баланс с равновесием, и многое другое. Стало быть, готовым к данному процессу должна оказаться не только мускулатура ног, но и мозг. 

И если котята или щенки могут весело бегать на своих четырех конечностях уже ко второй неделе жизни, то двуногий человеческий ребенок пойдет в среднем к 10-11 месяцам. Или даже позже. Многое зависит от сроков появления малыша на свет, от его комплекции. Те, кто родился до срока, а также полные дети обычно учатся ходьбе дольше сверстников. Перед тем, как начать ходить, малыш пройдет несколько предварительных этапов развития, которые подготовят его к кардинально новой нагрузке. 

Сроки, в которые малыш освоит то или иное новое для себя упражнение, очень индивидуально. Но в целом есть определенные педиатрические нормы, и даже запреты. Так, к примеру, любой детский врач скажет, что ребенка до 3 месяцев нельзя присаживать, и нельзя носить в рюкзачке — «кенгурятнике». Ведь его позвоночник еще не готов для подобных нагрузок. В 3-5 месяцев малыш учится садиться — сначала с помощью родителей или окружающих предметов, потом самостоятельно. 

К 7 месяцам он начинает активно ползать, перебирая руками и ногами — уже к этому периоду многих малышей бывает не удержать в кроватке или за детской загородкой, ведь освоив азы перемещения в пространстве, они устремляются активно познавать мир. К 8-9 месяцам малыши начинают привставать, подниматься на 2 ножки. Сначала все это проделывается с помощью опоры, а потом уже и самостоятельно, все увереннее. Это очень важный момент, и мама должна обратить на это внимание. И даже не только ради того, чтобы порадоваться за успехи подрастающего поколения. Это еще и исключительно травмоопасный возраст. 

Как только малыш поймет, что он может стоять на двух ногах, он попытается не только сделать шаг или освободиться от опоры. Если он находится в кроватке или за загородкой, он попробует перекинуть ножку через заграждение, даже не задумываясь о риске упасть. Это вполне нормальное развитие ребенка, первые шаги редко даются без травм. Однако ответственные родители должны сделать все возможное, чтобы оказать помощь ребенку в этот непростой момент, и исключить возможные травмы. 

 

Нужна ли обувь для первых шагов?

 

Все большее число родителей в последние годы занимают позицию естественного развития ребенка, полагая, что никаких дополнений для естественного развития здорового ребенка не требуется. Они же считают, что никакая обувь малышу, находящемуся дома, тоже не нужна. Однако врачи готовы оспорить этот факт. 

Обувь ребенку нужна, и особенно на тот период, когда он делает первые шаги. Стоит понимать, что стопы ног начинают вдруг получать существенную нагрузку — на них приходится весь вес тела малыша. Буквально еще вчера ребенок не пытался встать на стопу и просто ползал, а уже сегодня этому относительно небольшому по площади участку тела приходится держать на себе весь вес. Естественно, что это стресс — пусть не для всего организма, но для отдельного участка тела — точно. Потому обувь покупать надо, и даже более того, нужно купить специальные изделия для самых маленьких, но уже готовых ходить. 

Если вы не знаете, как выбрать обувь на первые шаги, обратитесь в хороший детский магазин. Там вам смогут предложить умеренно жесткие, хорошо амортизирующие решения, которые точно пойдут на пользу. Важно, чтобы у обуви был жесткий задник, фиксирующий пятку. Нужно сказать, что стопа ребенка состоит из очень большого числа маленьких косточек и хрящей, все они полуподвижные и достаточно мягкие. Потому стопа уязвима, а любые дефекты на ней появляются легко и быстро. А вот искореняются далеко не так просто. 

Важно, чтобы обувь была не свободная, а с ремешками, обеспечивающими плотную фиксацию. Их нужно застегивать, чтобы стопа хорошо фиксировалась, и не возникало риска травматизма. Кстати, именно такие сандалики от вас потребуют в садике, если вам повезет, и у вас будут грамотные, внимательные воспитатели. Итак, первые шаги ребенка, нужна ли обувь? — Конечно, нужна. И приучить ребенка к сандаликам стоит уже заранее. Обувь потребуется не только на улице или в садике, но и дома. Если вы не хотите сталкиваться с плоскостопием, искривлениями стопы и прочими проблемами — примите меры заранее, купите хорошую обувь по размеру. А еще откажитесь от возможности «доносить» обувь за другим малышом. 

Но почему же обязательно идти в обувной магазин и покупать что-то новое, зачастую — достаточно дорогое, если соседский ребенок как раз подрос, и его родители готовы бесплатно подарить несколько вполне достойных пар? Дело в том, что в первые годы жизни ребенку вообще нельзя давать обувь после кого-то еще. И дело даже не в гигиене и не в предрассудках. У каждого ребенка — собственная форма стопы, с дефектами или без них. Обувь разнашивается под эти индивидуальные особенности. И в дальнейшем, если она переходит во владение другого малыша, она будет адаптировать, буквально «выгибать» чувствительную детскую стопу под себя. Это плохо, даже если у прежнего владельца обуви была идеальная форма стопы и походка. Ведь двух одинаковых пар детских ножек нет. 

Так что родителям необходимо не просто предоставить ребенку обувь для первых шагов, но и купить совершенно новые качественные вещи по сезону. Это очень важно — проблемы со стопой или с походкой могут сохраниться на всю жизнь. 

 

Первый шаг: как помочь ребенку научиться ходить?

 

Итак, природа сама подскажет ребенку, как встать прямо, и когда начать делать первые шаги. Но многим родителям не терпится поскорее увидеть достижения своего чада. Существует целая масса приспособлений и методик, в большей или меньшей степени помогающих данному процессу. Итак, как помочь ребенку сделать первые шаги? Какие методы работают, а какие нет? Для начала стоит рассмотреть различные приспособления. 

Так, для обучения самостоятельной ходьбе активно предлагают ходунки. Но педиатры всего мира давно заявили о вреде такого устройства, которое дает неверные навыки. Делать ли выбор в пользу такого приспособления — личное дело каждого родителя. В быту о нем порой отзываются неплохо, но специалисты активно настраивают общественность против подобных изобретений. 

Зато есть детские вожжи, которые действительно помогают развивать навыки ходьбы как должно, под тщательным присмотром и контролем родителя. Научиться пользоваться ими правильно совсем не сложно. Процесс обучения в этом случае приносит много положительных эмоций всем участникам процесса. Вреда же никакого при правильном подходе нет. 

А еще многие родители напрочь отказываются от любых подобных устройств, предпочитая учить ребенка самостоятельно, передавая ему максимум внимания и любви. Многие малыши выучиваются ходить естественно, буквально сами по себе, в течение одного-двух дней, и родители успевают только развести руками и удивиться. У всех этот процесс проходит по-своему. 

Но каждому человеку хочется поскорее увидеть первые шаги ребенка, как помочь поскорее сбыться этой мечте? Зная несколько упражнений, вы сможете научить ребенка ходить, как только его ноги и спина достаточно окрепнут, и как только он начнет делать первые попытки совершать самостоятельные передвижения на двух ногах. 

Вы можете дать ему длинную опору на уровне его ручек, чтобы он ходил вдоль нее. Яркие игрушки и другие желанные награды по другую сторону опоры будут хорошим стимулом, чтобы начать передвижение. 

Как только ребенок начнет уверенно ходить вдоль опоры, придет время научить его делать короткие переходы без точек опоры. Нужно встать примерно в метре от того места, где ребенок может стоять и держаться, и позвать его, показать яркую игрушку. Будьте готовы поймать неутомимого путешественника, первые попытки ходить заканчиваются падениями, и это совершенно нормально! Не дайте ребенку испугаться или сильно удариться, иначе у него отпадет на какое-то время всякое желание экспериментировать с прямохождением. 

Хорошее упражнение — это ходьба между мамой и папой. Нужно встать сначала на небольшом расстоянии друг от друга, и попеременно звать ребенка в разные стороны, сначала к маме, потом к папе, и так далее. Затем расстояние можно постепенно увеличивать, ориентируясь на успехи ребенка. 

 

Правила безопасности

 

Если вы увидели первые шаги ребенка, что нужно делать? В первую очередь нужно обеспечить ему безопасность, а уж потом радоваться и закреплять успех. А лучше всего будет подготовить помещение заранее, подобрать все необходимые вещи и исключить опасные. Необходимо заранее избавиться от:

  • Острых углов и твердых объектов подобного рода, о которые ребенок может удариться при падении. 
  • Закрепить все шаткое, или удалить подобное из помещения. Если торшер в углу едва стоит, он может упасть, когда ребенок схватится за него в попытке удержать равновесие. 
  • Избавиться от висящих проводов, низко расположенных розеток. 
  • Еще раз убрать опасные вещи. Вы уже избавлялись от них, когда ребенок научился ползать и начал покидать кроватку. Теперь нужно пересмотреть все еще раз, ведь встав на две ножки, малыш стал выше, и теперь ему доступно гораздо больше пространства. 
  • Убрать с пола все, обо что ребенок может споткнуться. 
  • Ни в коем случае не стелить матрасы, подушки, и тому подобные вещи на пол. Риск того, что ребенок оступится на них или споткнется куда выше, чем если он упадет и ушибется. Если ребенок запутается ножкой в одеяле, к примеру, и упадет, появится еще и риск вывиха.

В идеале для юного первопроходца стоит подготовить ровные полы, по которым он сможет беспрепятственно ходить, и надежную опору в виде стенок, не шаткой мебели. А все лишнее нужно на время исключить из детской или спальни. А еще стоит уделить подрастающему поколению максимум внимания. Это достаточно ответственный момент, когда дополнительный контроль совсем не будет лишним. Зато потом, когда ваш сын или дочка научится уверенно пользоваться ножками, держать равновесие, успешно маневрировать в пространстве, вы сможете отдохнуть и вдоволь порадоваться. 

Надеюсь, что ваше чадо научится ходить без синяков и неприятностей, и уже вскоре перейдет к следующему важному упражнению — к бегу.

Как научить ребенка стоять без опоры: когда нужно начинать


23.09.2019